ВПР. Русский язык. 5 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

В тетради представлены 4 варианта проверочных работ, содержание и структура которых соответствуют образцам ВПР по русскому языку для 5 класса (2017). Тренировочные упражнения позволят отработать выполнение каждого из заданий ВПР. Оценить уровень своей подготовки учащиеся могут с помощью рекомендаций раздела «Самооценка».
Работа включает 12 заданий, которые позволяют проверить многое из того, что было изучено вами в 1—5 классах по предмету «Русский язык». Во ВПР используются только задания открытого типа, иными словами, задания без выбора ответов из ряда предложенных.
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут (это чуть больше обычного школьного урока).

ВПР. Русский язык. 5 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

ВПР. Русский язык. 5 класс. Тренинг, контроль, самооценка.

Морфологический разбор слова
Обратите внимание! Постоянные признаки имени существительного — одушевлённость/неодушевлённость, разряд по значению (собственное — нарицательное), род (мужской, женский, средний), тип склонения (1-е, 2-е, 3-е; несклоняемое).
Непостоянные признаки — число и падеж.
1. Найдите в каждом столбике и подчеркните нарицательное одушевлённое имя существительное. Объясните свой выбор.
2. Найдите в каждом столбике и подчеркните имя существительное указанного склонения. Объясните свой выбор.
1-е склонение
берегами побережье (на) бережку (к) береговушке
2-е склонение
(в) сырости сыроежка (из) сырника сыроварня
3-е склонение
3. Найдите в каждой группе и подчеркните имя существительное в указанной форме. Объясните свой выбор.
1) В форме единственного числа, родительного падежа:
(в) домиках
(из) домика
домиком
(на) домики
В предложениях не всегда есть оба главных члена — подлежащее и сказуемое. Будьте готовы к тому, что один из главных членов может отсутствовать. Например: Прочитаем эту книгу на каникулах. В данном предложении нет подлежащего.
2. Отметьте знаком S в каждой группе предложение с указанными характеристиками. Объясните свой выбор.
1) Предложение простое, нераспространённое:
Не пришёл из-за непогоды. Посетители не расходятся. Все обсуждают новость. Он знает, как это бывает.
2) Предложение простое, распространённое:
Поезжайте в Санкт-Петербург. Если они верят, то всё сбудется. Не разочаровывайся! Прохлада освежает и бодрит.
3) Предложение сложное, состоящее из двух частей:
Синицы висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. В лесу поспели грибы, ягоды, орехи.
Когда запели птицы, я разбудил отца, а потом мы пошли на рыбалку. Грачи — это первые весенние гости, и люди всегда рады им.
подлежащее — кто? что? (только именительный падеж)
сказуемое — что делает? каков? какой? что такое? кто такой?
дополнение — кого? чего? кому? чему? (и другие вопросы косвенных падежей)
определение — какой? чей?
обстоятельство — когда? где? куда? откуда? как? зачем? почему?
3. Отметьте знаком S в каждой группе предложение, осложнённое указанными элементами. Объясните свой выбор.
1) Предложение осложнено однородными сказуемыми:
Между небом и землёй песня раздаётся. Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля. Мы проехали деревню и выехали к озеру. Послышался резкий гудок, а поезд не тронулся.
2) Предложение осложнено однородными определениями:
Зимой солнце светит, но не греет.
Это маленькая, но очень ценная для меня книга.
За рощей и рекой начинались поля. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
3) Предложение осложнено обращением:
Травка зеленеет, солнышко блестит. Пословица — мудрость народа. Ты пойдёшь провожать маму? Друзья мои, прекрасен наш союз!
При определении членов предложения следует зада вать не морфологические, а синтаксические вопросы к словам: Необычная рыба водится где?) в_ речке.
Задания 5—7 объединены общей темой «Синтаксис и пунктуация». При выполнении этих заданий одновременно необходимо работать как с определением вида синтаксических конструкций, так и с правильной расстановкой знаков препинания.
Обратите внимание! Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных по смыслу и интонационно, — из прямой речи и слов автора. Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно передаётся речь того лица, кому она принадлежит. Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь.
1. Подчеркните в предложениях с прямой речью особые слова со значением говорения. Преобразуйте предложения с прямой речью в синонимичные конструкции. Запишите их.
7. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Что за прелесть эта весна
Голубь сказал что он строит гнездо для своих маленьких деток Большой урожай получился радовались ребята Пора тебе чиж петь
2) По мнению лесника тетерев умнее куропатки Вам понравилась мелодия нашего леса Тогда я понял что все эти звуки сливаются в один Солнышко подумало чем бы ещё людей порадовать
3) Все говорили что луг золотой Зачем это ёжику газета понадобилась Входи Зина он уже ушёл
Задрожала яблонька и думает теперь-то я совсем пропала
Задание 6 проверяет ваше умение находить предложения с обращением или обобщающим словом при однородных членах и правильно расставлять в них знаки препинания. Письменное объяснение сделанного выбора может быть либо схематическим, либо словесным. Варианты и того и другого пути обоснования представлены ниже.
Обратите внимание! Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Роль обращения обычно выполняет имя существительное в именительном падеже. Обращения не являются членами предложения! На письме они выделяются запятыми или с помощью восклицательного знака.
Обращение может быть представлено как словом, так и сочетанием слов. Личные местоимения ты и вы обычно не входят в состав обращения, а значит, запятыми не выделяются.

[свернуть]

Похожие страницы