Математика. 200 заданий для подготовки к ВПР. 4 класс. Рыдзе О.А.

Книга содержит 200 заданий и упражнений для подготовки к к всероссийской проверочной работе в 4 классе по всем разделам курса математики начальной школы. Учебник построен на основе дифференциации учебного материала и учете уровня математической подготовки ученика. Все задания (базового и повышенного уровня сложности) объединены в Математические разминки (на 5 – 10 мин), Тематические самостоятельные работы (на 5 – 15 мин), Тренировочные проверочные работы по каждому разделу курса (на 20 – 25 мин). Пособие содержит образцы выполнения типовых заданий по разным разделам курса – «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией», а также ответы и комментарии к решениям. Ученик может выполнять задания на уроке и дома.

Математика. 200 заданий для подготовки к ВПР. 4 класс. Рыдзе О.А.

Математика. 200 заданий для подготовки к ВПР. 4 класс.

Методический комментарий
1. Структура пособия
Пособие состоит из двух частей: «Задания для самостоятельной работы» и «Самопроверка. Подсказки, ответы, решения, комментарии».
Задания математических разминок сгруппированы по планируемым результатам. Сколько планируемых результатов сформулировано в Примерной основной образовательной программе, столько и разминок с заданиями базового уровня сложности. В конце каждого раздела представлена одна разминка, составленная из заданий повышенного уровня. Так, раздел «Работа с текстовыми задачами» содержит четыре планируемых результата, поэтому предлагаются четыре разминки базового уровня и одна — повышенного. Каждая разминка представлена в двух вариантах. Количество заданий в разминке зависит от трудоёмкости решения и его записи. Поэтому задач в разминках меньше, а заданий на работу с числами больше. Если разминки выполняются на уроке фронтально, то педагог сам регулирует (но не форсирует) время выполнения. Если ученик работает самостоятельно, то на разминку выделяется не более 10 минут (более точно время самостоятельной работы с разминкой указано в таблице «Среднее время выполнения Математической разминки»).
В каждом разделе курса математики начальной школы есть темы, которые традиционно изучаются и контролируются при обучении по любому учебнику. Основные из этих тем представлены в виде коротких самостоятельных работ на 5-15 минут. Эти работы имеют особенность. Они самостоятельные, но не проверочные. Ученики, работая индивидуально или в паре (в группе) могут обратиться за помощью или использовать подсказку «Обрати внимание» (дана в заданиях, при выполнении которых четвероклассники допускают наибольшее число ошибок). Учитель может организовать выполнение этих работ разными способами.
Первый способ. В ходе фронтальной устной работы учитель обсуждает с детьми суть задания, способ его выполнения, план работы. Затем ученики индивидуально решают каждое задание, доводя его до ответа. Возможен подход, при котором обсуждается первый вариант, а выполняется второй.
Второй способ. Четвероклассники работают в группе или в паре. Они обсуждают ход решения каждого задания и записывают коллективный ответ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Третий способ. Обсуждается только ход решения каждого задания. Тематическая самостоятельная работа выполняется дома.
Помощь взрослого при каждом способе организации деятельности детей на уроке заключается в обсуждении формулировки задания и плана его выполнения.
Тренировочные проверочные работы предназначены для оценки достижения знаний учащихся по разделам курса. Каждая проверочная работа является «моноработой», поскольку проверят знания только по одному разделу. В случае необходимости педагог может объединить две работы по разным разделам и получить работу на 40-45 минут. Каждая работа имеет следующие особенности: проверяется не менее половины планируемых результатов по разделу; сначала даются задания на понимание смысла математического понятия, факта, алгоритма, способа и т.п., затем — на применение знания в стандартных и нестандартных (задание повышенного уровня сложности) ситуациях. В некоторых тренировочных работах содержатся «Дополнительные задания», они выделены знаком «*», и результаты их выполнения не влияют на оценку выполнения работы в целом (могут быть оценены отдельной отметкой). Считается, что ученик справился с работой, если он выполнил верно не менее 75% тренировочной работы. Целесообразно по результатам выполнения сгруппировать типичные ошибки и обсудить их с целым классом для того, чтобы каждый ученик сам увидел среди этих ошибок «свои», подсказал/послушал одноклассников и учителя, что делать, чтобы эти ошибки не повторялись.
Часть 2. САМОПРОВЕРКА.. ПОДСКАЗКИ, ОТВЕТЫ, РЕШЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ —
2. Как организовать самостоятельную работу четвероклассника
с пособием
С помощью данного пособия педагог может организовать самостоятельный учебный труд ученика.
Все задания четвероклассник может выполнять в тетради по математике. Очевидно, что каждую работу нужно проверить. Главным участником проверки должен стать ученик.
После, выполнения каждой разминки/работы ученику выделяется время (2-5 минут) для того, чтобы он самостоятельно провёл оценку (без использования раздела «Самопроверка») и заполнил первую строку таблицы — «Оценка ученика» («Успешность выполнения разминки/работы»).
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Комментарии
Оценка ученика
Итог
Затем совместно со взрослым или самостоятельно ребёнок сверяет свои решения с • правильными из раздела «Самопроверка» и заполняет строку «Итог». В последнем столбце «Комментарии» педагог или взрослый, который помогает ученику готовиться к итоговым проверочным работам, записывает задания, которые целесообразно выполнить в случае появления ошибки. Номера этих заданий можно взять из таблицы «Распределение заданий по разделам содержания курса и планируемым результатам обучения математике» представлено в Таблице 3.3.1 пункта 3.3 данного пособия.
Если ученик работает самостоятельно с Математическими разминками, то на каждую работу он может использовать не больше обозначенного ниже в таблице времени.
При выполнении Тематических самостоятельных работ главное, чтобы ученик мог объяснить, как выполняется каждое задание, и был уверен, что справится с ним. Этот опыт необходим ребёнку в дальнейшем для просмотрового чтения заданий Всероссийской проверочной работы или других итоговых работ с целью выявления заданий, которые могут вызвать объективные трудности и могут быть сначала пропущены. Это важно, поскольку неумение ребёнка оценить свои возможности может привести к тому, что четвероклассник принимается за решение задания, суть которого не понимает, и это приводит к неверному ответу, потере времени, подмене задания более простым, частичному выполнению и т. д. Если такое задание будет пропущено, силы и энергия ребёнка будут направлены на другие задания, которые ученик научился выполнять. Планируемое время выполнения указано около каждой тематической работы на макете циферблата часов.
Тренировочные проверочные работы выполняются учеником самостоятельно без помощи и указаний учителя. После выполнения каждой ученик заполняет таблицу «Успешность выполнения работы» и пытается самостоятельно (с опорой на правильные ответы и комментарии) или с помощью учителя объяснить свои трудности и ошибки. Планируемое время выполнения указано около каждой тематической работы на макете циферблата часов.
Часть 2. САМОПРОВЕРКА.. ПОДСКАЗКИ, ОТВЕТЫ, РЕШЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ
3. Распределение заданий пособия в соответствии с требованиями стандарта к предметным результатам освоения ООП.
Каждое задание пособия имеет конкретный объект контроля. Следует отметить, что пособие не имеет цели натаскивания на выполнение какого-то конкретного вида заданий и тиражирования одинаковых заданий «для автоматизации действий». К одному планируемому результату приводится целый комплекс заданий, помещённых в разных частях пособия (Математических разминках, Тематических самостоятельных работах, Тренировочных проверочных работах).
Ниже в таблице 3.3.1 представлено распределение всех заданий пособия по разделам курса математики начальной школы и планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основным критерием при распределении работ в соответствии с требованиями стандарта было наличие заданий, позволяющих характеризовать черты математической грамотности ученика. Основные из этих черт: способность моделировать математические объекты, отношения, зависимости; конструировать, доказывать или опровергать правильность математического утверждения; применять математические средства для решения учебных и жизненных задач.
В таблице 3.3.2 представлены примеры заданий пособия, соответствующие требованиям стандарта (ФГОС НОО, 2009 г.).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов