Литературное чтение. ВПР за курс начальной школы. Практикум. Волкова Е.В., Птухина А.В.

Этот учебник создан с целью потренировать четвероклассников в написании итоговой проверочной работы по литературному чтению. Все задания и формулировки соответствуют заданиям, что будут предложены ученикам в ходе выполнения итоговой проверочной работы.
В учебник вошли 10 аналогичных по уровню сложности вариантов. Каждая работа состоит из двух частей и включает 12 заданий.
Ответы к заданиям являются материалами для педагога, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учеников. Книга предназначена для учеников 4-х классов начальной школы, преподавателей и методистов, использующих тесты для подготовки к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.

Литературное чтение. ВПР за курс начальной школы. Практикум. Волкова Е.В., Птухина А.В.

Литературное чтение. ВПР за курс начальной школы

Часть 2
В какой книге можно прочитать такой текст?
Определи тип речи прочитанного текста. Обоснуй своё мнение.
Найди в тексте словосочетание, которым можно озаглавить текст.
Ответ.
Выпиши из текста два-три примера слов, употреблённых в переносном значении.
Выпиши из текста синоним к выделенному слову. Ответ.
Как автор описывает восприятие нашей планеты черепахами? Ответ.
Каким образом животные и птицы находят дорогу домой?
Ответ.
Представь, что тебе пришлось надолго уехать. Напиши письмо своему другу (подруге) о том, что тебя тянет домой.
Ответ.
Раз, два — в лесу трава, Три, четыре — круг пошире, Пять, шесть — сушки есть, Семь, восемь — в гости просим, Девять, десять — земляника… Ну-ка, Даша, поводи-ка!
Определи, к какому жанру относится прочитанный текст.
Часть 1
Прочитай текст и выполни задания 1—3.
Обоснуй своё мнение.
Выпиши из прочитанного текста пример рифмы. Ответ.
Что такое фольклор? Запиши не менее пяти примеров фольклорных произведений.
Главная черта моего характера? — Прямота, простота.
Главное моё достоинство? — Откровенность. Идеал счастья? — Душевный мир. Мой девиз? — Да здравствует Россия!»
Определи тему прочитанного текста.
Ответ. _
Что такое метафора? Приведи пример из текста. Ответ.
Выпиши из текста пример олицетворения. Ответ. _
Как ты понимаешь выделенное словосочетание? Ответ.
Перед тобой план прочитанного текста. Найди в нём ошибку и исправь её.
Ответ:
1) Детство в Елабуге. _
2) Мальчика отправляют учиться в Москву.
3) И. Шишкин — «царь русского леса».
4) «Мой девиз? — Душевный мир». _
Что вдохновляло И. Шишкина на творчество? Как называются такие картины?
Почему журналисты называли И. Шишкина «царём русского леса»?
Ответ.
О каких качествах характера И. Шишкина вы узнали из текста?
Ответ.
Тебе, конечно, знакома картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Нравится ли она тебе?
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ № 1
Часть 1
1. Это научно-популярный текст, так как в нём много научных фактов, изложенных простым и доступным языком, а также в нём не выражается отношение автора к теме текста.
2. В энциклопедии, в учебнике.
3. Дальний родственник.
Часть 2
4. Это художественный текст, потому что в нём используются выразительные средства языка.
5. Описание.
6. Сравнение — это литературный приём, при котором один предмет или явление сравнивается с другим предметом или явлением. Чугунные ворота… похожие на кружево: кипарисы… похожие на длинные веретёна.
7. Шланг для полива.
8. План
1) Описание дачи.
2) Старик хочет пройти мимо.
3) Старик решается зайти на дачу.
9. Потому что он впервые увидел на этой даче людей.
10. Дружба — вражда, ненависть.
11. Старик чувствовал, что они смогут там заработать. Дружба… — Это самое настоящее слово — дружба: …уж mum мы с тобой возьмём.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 2
Часть 1
1. Это загадка, так как загаданный предмет не называется, а только описываются его качества.
Ответы
2. Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся загадки, заклички, сказки, былины, пословицы, поговорки, потешки и т.д.
3. Традиционное вступление называется зачин, например: жили-были…, в некотором царстве, в некотором государстве….
Часть 2
4. Это научно-популярный текст, потому что в нём доступным языком излагаются научные сведения.
5. В учебнике, в энциклопедии.
6. Олицетворение — художественный приём, при котором неживые предметы или явления наделяются свойствами живых существ: гормон ленится. природа позаботилась.
7. Великан.
8. От мала до велика.
9. В древние времена воздух был более плотным.
10. Планктоном.
11. Гормон роста.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 3
Часть 1
1. Это закличка — малый жанр устного народного творчества.
2. Фольклор — устное народное творчество. Фольклорные жанры — это загадка, сказка, былина, песня, закличка, потешка, пестушка, пословица, поговорка и т.д.
3. Рифма — это созвучие слов или окончаний стихотворных строк, например: посильней — зеленей, и веточки — листочки.
Часть 2
4. Повествование (с элементами описания).
5. Поимка вороватого кота.
6. Кот подскочил, как футбольный мяч.
Ответы
7. Метафора — это художественный приём, в основе которого лежит скрытое сравнение, например: …огненно-рыжий кот.
8. План
1) Проделки кота.
2) Мы поклялись поймать кота.
3) Кот на берёзе.
4) Помощь Лёньки. Сытный ужин кота.
5) Кот больше не ворует.
9. Он жалеет кота, сочувствует ему.
10. Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
11. Потому что его накормили и он прижился в доме.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 4
Часть 1
1. Это стихотворение, потому что в нём есть ритм и рифма.
2. Рифма — это созвучие слов или окончаний стихотворных строк, например: снег — рек, на бегу — берегу.
3. Как стаи белых голубей, взлетает снег из-под саней.
Часть 2
4. Научно-популярный.
5. Русская старина в картинах Н. Рериха.
6. Быль отличается от сказки тем, что описанные в ней события происходили на самом деле, а сказка — это вымысел.
7. Эпитет — это образное определение, например: глубокая древность. полотна богатырские, напевный голос.
8. «Богатырская сюита» или «Преданья русской старины».
9. Сложный, трудный.
10. Сюита — это музыкальное произведение, объединяющее крупные музыкальные фрагменты, не связанные между собой напрямую, но объединённые общим замыслом.
Ответы
11. Темпера — это краска, которую замешивают на яйцах, а не на масле.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 5
Часть 1
1. Художественный, так как в нём используются изобразительные средства языка.
2. Описание, так как в тексте описывается зимняя природа.
3. В книге рассказов о природе.
Часть 2
4. Повествование.
5. Ссора подруг.
6. Сравнение — художественный приём, при котором один предмет или явление сравнивается с другим, например: …глаз зелёный, как трава.
7. У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза и неё были!.. Один глаз зелёный, как трава. А другой — совсем жёлтый, с коричневыми пятнышками!
9. Люся Косицына переросла Люсю Синицыну.
10. Люся Синицына завидовала своей подруге. И вообще всё и Люськи было лучше, чем и меня.
11. Потому что Люся скучала по подруге.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № б Часть 1
1. Это научно-популярный текст, так как в нём доступным языком излагаются научные сведения.
2. Повествование — тип речи, при котором последовательно и логично описываются какие-либо события или факты.
3. Природа сделала мишке подарок.
Часть 2
4. Мост через речку, построенный школьником.
5. Надо делать людям добро, только так можно стать по-настоящему знаменитым.
6. Поговорка — малое фольклорное произведение, характеризующее какую-либо жизненную ситуацию, например: за семь вёрст киселя хлебать.
7. Ветла — старое сухое дерево.
8. Крутые бережки.
9. Сёма Пичугин — скромный (Сёма Пичугин рос мальчиком тихим и молчаливым) и трудолюбивый (только на второй день рухнуло дерево).
10. Сёме помогал дедушка.
11. Мост действительно прославил Сёму, потому что мост стали называть Пичугиным.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 7
Часть 1
1. Это научно-популярный текст, так как в нём научные сведения излагаются доступным языком.
2. Рассуждение, так как в тексте объясняется, что такое вулкан.
3. В энциклопедии, в учебнике.
Часть 2
4. Это народная сказка.
5. Бытовые, про животных, волшебные, докучные.
6. Это волшебная сказка, так как в ней есть чудеса и превращения.
7. Мамка — здесь: нянька.
8. Зачин — традиционное вступление в произведениях устного народного творчества, например: Жил-был старик.
9. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
10. Она выходила кормить своего ребёнка.
11. Их сожгли.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 8
Часть 1
1. Осень.
2. Сравнение — художественный приём, при котором сравниваются различные предметы или явления, например: берёзы стоят… как толпы девушек: сияние солнца… как блеск слюды.
3. Густая синева небес, девушки-красавицы, летучая паутина.
Часть 2
4. Это научно-познавательный текст, так как в нём доступным языком изложены научные сведения.
5. В энциклопедии, в учебнике.
6. Это рассуждение, потому что автор ставит вопросы, а затем последовательно и логично на них отвечает.
7. Родина тянет.
8. Оса садится на свой порог и открывает дверь.
9. Исследователи.
10. Для них вся наша планета расчерчена, как тетрадка.
11. Они ориентируются по электромагнитным полям земли.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 9
Часть 1
1. Научно-популярный, так как в нём содержатся научные сведения, изложенные доступным языком.
2. Данный текст является повествованием, так как в нём последовательно излагаются факты.
3. В учебнике, в энциклопедии.
Часть 2
4. Это былина, потому что главный её герой — богатырь.
5. Испытание силы богатыря Святогора.
6. Эпитет — это яркое, образное определение предмета, например: силой богатырскою: ала кровь: сыра земля.
7. Держава — здесь: опора, рычаг.
8. План
1) Святогор ищет кого-нибудь, чтобы померяться с ним силой.
2) Богатырь увидел прохожего.
3) Святогор не может поднять с земли его сумку.
4) Микула Селянинович.
9. Сила, доброта, справедливость, смекалка, любовь к Родине.
10. Святогор понапрасну тратил свою силу и был наказан за это.
11. Тяга в сумочке от матери сырой земли… меня любит мать сыра земля.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ № 10
Часть 1
1. Это считалка, так как с её помощью дети распределяют роли в игре.
2. Два — трава, шесть — есть, восемь — просим.
3. Фольклор — это произведения устного народного творчества, например: загадка, сказка, пословица, поговорка, былина, быль, частушка.
Часть 2
4. Великий русский художник И. И. Шишкин.
5. Метафора — это скрытое сравнение предметов, например: по-королевски величавы корабельные сосны.
6. Глядит на поля и луга безоблачное небо.
7. Значит без раздумий, без опасений и тревог.
8. План
1) Детство в Елабуге.
2) Мальчика отправляют учиться в Москву.
3) И. Шишкин — «царь русского леса».
4) «Мой девиз? — Да здравствует Россия»
9. Русская природа, пейзажи.
10. Потому что художник писал великолепные пейзажи.
11. Это был прямой, честный, открытый и простой человек.
12. Свободный ответ.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов