Готовимся к ВПР. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. и др.

Рабочая тетрадь. 4 класс по русскому языку (авт. Кузнецова М.И.), математике (авт. Рыдзе О.А., Краснянская К.А.) и окружающему миру (авт. Демидова М.Ю.). В методическом пособии содержатся рекомендации по организации работы над тренировочными заданиями, мини-работами и обучающими проверочными работами, разбираются типичные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении отдельных заданий, предлагаются пути их предупреждения и устранения. В пособии также раскрываются общие принципы и требования к тренировочным и проверочным заданиям, разъясняются особенности обобщающего повторения, дана система оценивания обучающих проверочных работ. Методическое пособие адресовано учителям начальной школы, репетиторам.

Готовимся к ВПР. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. и др.

Готовимся к ВПР. Русский язык. Математика. Окружающий мир.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) гарантирует достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что составляет основу успешности дальнейшего обучения.
Для оценки реализации данного положения ФГОС НОО в конце обучения в начальной школе проводится итоговая оценка освоения планируемых результатов. Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной и критериальной основе. Такой подход позволяет не только осуществить контроль за качеством образования, но и управлять им. В этом случае система оценки становится принципиально необходимым элементом обеспечения качества образования, в значительной степени способствующим поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности
в системе непрерывного образования1. хзглгл
Внешняя оценка за результатами освоения ФГОС НОО, как правило, организуется на региональном уровне в рамках мониторинга качества образования. На федеральном уровне возможны разные формы оценки: национальные мониторинговые исследования качества образования или всероссийские проверочные работы по основным учебным предметам. Внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке через разработанные и согласованные на федеральном уровне требования к результатам обучения. —
Внутренняя оценка осуществляется педагогами на основе общи требований к оценке достижения планируемых результатов. Это позволяет использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку для итоговой оценки выпускников.
Принципы отбора тренировочных и проверочных заданий
При отборе и структурировании тренировочных заданий и заданий в обучающих проверочных работах реализованы следующие принципы:
1) Ученику предоставляется возможность поработать с примерно одинаковым объемом заданий по всем разделам курса каждого из трех предметов (русский язык, математика, окружающий мир). Это важно, особенно по отношению к включенному в курс новому материалу.
2) При разработке заданий реализован деятельностный подход к оценке образовательных достижений, позволяющий оценить способность использовать полученные знания, умения и способы действий в учебных ситуациях и в ситуациях реальной жизни. Интерес учащегося к выполнению работы поддерживается с помощью включения заданий, в которых представлены разнообразные сюжеты, знакомые учащимся и близкие их жизненному опыту. В заданиях не повторяются привычные формулировки учебников, поэтому у учащихся не формируются стереотипы о том, что то или иное знание и умение проверяется всегда одинаково, при помощи одних и тех же типов заданий.
В большинстве заданий не содержится прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения (решения). Этот подход позволяет проверить, насколько осознанно учащиеся применяют полученные знания.
3) Количество тренировочных заданий для проверки каждого планируемого результата достаточно для того, чтобы сделать вывод о его достижении учащимся и определить характер и причины затруднений.
4) Задания позволяют проверить достижение планируемого результата на базовом уровне и на повышенном уровне.
Задания базового уровня сложности проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной или несколько измененной ситуации. Например, способность грамотно записывать решение или объяснение полученного ответа в учебной и практической задаче, умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма). Целенаправленное включение в тренировочные задания достаточно большого количества заданий базового уровня сложности дает возможность обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе.
Задания повышенного уровня сложности, так же как и задания базового уровня, составлены с учетом планируемых результатов из рубрики «Выпускник научится». Для выполнения этих заданий требуется применить изученные знания в малознакомой или незнакомой ситуации. Например, пользоваться понятиями, правилами, алгоритмами, применение которых неочевидно в предложенной ситуации, привести объяснение истинности некоторого утверждения или полученного ответа, используя информацию, представленную в разной форме — текст, таблица, диаграмма.
Для выполнения некоторых заданий надо применить знания, полученные при изучении разных разделов курса, проявляя конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания, выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому и др.
Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении предметных курсов в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся показать более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.
Наличие знака «*» рядом с заданиями информирует о повышенной сложности, что позволяет учащимся оценить свои возможности при их выполнении и при необходимости пропустить задание. Это дает возможность ученику расширить свои представления о характере обязательных для выполнения заданий.
Использование заданий разного уровня сложности позволяет зафиксировать достижение учащимся уровня базовой или повышенной подготовки по предмету и содержательно охарактеризовать ее особенности.
Ответы учащихся на любое по форме задание базового уровня оцениваются — верный и неверный (или нет ответа), повышенного уровня — полностью верный, частично верный, неверный (или нет ответа). Более летально подход к проверке и оценке выполнения заданий приводите я далее в таблицах «Система оценивания обучающих проверочных рабе»т ».
5) Используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом (например, мини-сочинение, запись решения задачи), задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.
Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется особенностями проверяемого раздела содержания и планируемого результата.
Задания с кратким ответом не предлагают готовых ответов, поэтому не провоцируют учащихся на совершение ошибок и тем самым способствуют проявлению учащимися большей самостоятельности и повышению объективности результатов проверки. При использовании заданий этого типа недочеты в подготовке учащихся можно зафиксировать на основе анализа приведенных ими кратких ответов.
Задания с выбором ответа, предлагая неверные ответы, позволяют конкретизировать недочеты подготовки учащегося и проверить наличие такого важного умения, как самоконтроль.
При выполнении заданий с развернутым ответом, например текстовой задачи по математике, решение может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения. Объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.
Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю содержательно интерпретировать уровень овладения знаниями и умениями и сделать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях при выполнении итоговых проверочных работ.
Распределение тренировочных заданий и заданий проверочных работ по разделам содержания и планируемым результатам представлено в таблицах № 1 (русский язык), № 8 (математика), № 15 (окружающий мир).
Тренировочные задания
Основная цель тренировочных заданий — систематизация знаний и умений по учебному предмету, приобретенных учащимися за время
обучения в начальной школе. Для более глубокого повторения наиболее целесообразным является повторение по разделам. Именно так структурированы тренировочные задания.
Тренировочные задания, составленные к каждому конкретному разделу содержания курса, расположены последовательно по планируемым результатам. Задания расположены следующим образом:
1) задания на понимание смысла понятия, факта, алгоритма, способа и т. п.;
2) задания на отработку понимания понятия;
3) задания на применение знаний и умений в стандартных и нестандартных ситуациях.
Например, к планируемому результату курса математики: «Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)» в разделе «Работа с текстовыми задачами» задания представлены так:
1) задание на понимание смысла доли (№ 13);
2) решение задач на нахождение доли числа и числа по значению доли (№ 14, 15);
3) применение представления о долях при решении математических задач (№ 16, 17).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов