ВПР. История. 5 класс. Типовые задания. Гевуркова Е.А.

Сборник предназначен для обучающихся 5-х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по истории.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и Историко-культурному стандарту. Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по истории для учащихся 5-х классов. Ответы к заданиям являются материалами для учителя, поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.

ВПР. История. 5 класс. Типовые задания. Гевуркова Е.А.

ВПР. История. 5 класс

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Указания по оцениванию заданий 1—2
Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.
Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Указания по оцениванию заданий 3—8
Задание 3
Указания по оцениванию Баллы
Правильно указано слово и раскрыт его смысл 3
Правильно указано слово, при раскрытии его смысла допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано слово, при раскрытии его смысла указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки 2
Правильно указано только слово 1
Слово указано неправильно / не указано независимо от наличия / отсутствия раскрытия его смысла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Задание 4
Указания по оцениванию Баллы
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе, явлении) содержит исторические факты; фактические ошибки отсутствуют 3
Правильно указано событие (процесс, явление); в рассказе наряду с верными фактами о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один исторический факт, фактические ошибки отсутствуют 2
ОТВЕТЫ Вариант 1
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — касты; Б — полис; В — фараон; Г — сенат;
2) объяснение смысла слов: касты — группы людей с определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству; полис — в Древней Греции небольшое государство, центром которого был город;
фараон — правитель Древнего Египта;
сенат — один из высших органов власти в Древнем Риме.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — существование кастовой системы; Б — Троянская война; В — походы царя Тутмоса; Г — восстание Спартака;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — клинопись; Б — орхестра; В — Форум; Г — Поднебесная;
2) объяснение смысла слов: клинопись — древняя письменность Месопотамии, знаки которой, похожие на клинья, выдавливались острой палочкой на влажной глине;
орхестра — в Древней Греции круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор;
Форум — площадь в центре Древнего Рима с прилегающими зданиями; центр общественной жизни;
Поднебесная — китайцы называли царя Сыном Неба, а свою страну — Поднебесной.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — «сыновья школы»; Б — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»; В — правление императора Траяна; Г — Великий шёлковый путь.
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 3
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — «висячие сады»; Б — Пантеон; В — Парфенон; Г — Библия;
2) объяснение смысла слов: «висячие сады» — в Вавилоне искусственная гора, на уступах которой были посажены деревья и цветы. Одно из Семи чудес света;
Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры; Парфенон — храм богини Афины в древних Афинах;
Библия — собрание священных книг; включает Ветхий Завет и Новый Завет.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы
А — законы царя Хаммурапи; Б — войны с Карфагеном; В — возведение статуй и храмов на Акрополе; Г — предания о Давиде и Голиафе;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 4
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — конница; Б — пурпурная краска; В — триера; Г — плебеи;
2) объяснение смысла слов: конница — впервые широко использовать конницу в войнах стали ассирийцы;
пурпурная краска — изобретена финикийцами; извлекалась из улиток, обитавших в особых раковинах на дне моря;
триера — основной тип военного корабля в Древней Греции; плебеи — переселенцы из завоёванных Римом областей Италии; позднее добились включения в состав римского народа, уравнивания в правах с патрициями.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — первое применение конницы; Б — создание древнейшего алфавита; В — основание Александрии Египетской; Г — возникновение республики;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 5
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — папирус; Б — «отец школы»; В — Агора; Г — консулы;
2) объяснение смысла слов: папирус — в Древнем Египте похожий на бумагу писчий материал, который делали из тростника — папируса;
«отец школы» — в шумерских городах-государствах человек, стоящий во
главе школы писцов;
Агора — главная площадь Афин;
консулы — в Древнем Риме два правителя, выбранные из числа патрициев. Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — строительство пирамид; Б — появление мифа о потопе; В — законы Солона; Г — основание города на семи холмах;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 6
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — бамбуковые книги; Б — царская дорога; В — Акрополь; Г — Колизей;
2) объяснение смысла слов: бамбуковые книги — связки узеньких дощечек из расщеплённого бамбука;
царская дорога — дорога, соединявшая крупнейшие города Персидской державы;
Акрополь возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость и убежище в военное время; в Афинах на Акрополе находились главные храмы — Парфенон, Эрехтейон; Колизей — в Древнем Риме огромный амфитеатр на 50 ООО зрителей. Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — изготовление шёлка; Б — чеканка первых монет из сплава золота и серебра; В — Саламинская победа; Г — гибель Тиберия Гракха;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 7
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — театр; Б — касты; В — «висячие сады»; Г — триумф;
2) объяснение смысла слов: театр — зарождение театра в Древней Греции связано с празднествами в честь бога Диониса, где разыгрывались сценки из мифов о нём;
касты — социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество;
«висячие сады» — в Вавилоне искусственная гора, на уступах которой были посажены деревья и цветы. Одно из Семи чудес света;
триумф — в Древнем Риме торжественный въезд в Рим полководца-победи-теля.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — походы Александра Македонского; Б — создание поэмы «Рамаяна»; В — законы царя Хаммурапи; Г — восстание Спартака;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 8
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — алфавит; Б — иудаизм; В — стратег; Г — гладиаторы;
2) объяснение смысла слов: алфавит — буквенное письмо, было изобретено в Финикии около трёх тысяч лет назад;
иудаизм — религия евреев, возникшая в Восточном Средиземноморье более трёх тысяч лет назад; её главная особенность — строгое единобожие; стратег — в Древней Греции военачальник с большими военными и политическими полномочиями;
гладиаторы — в Древнем Риме рабы (военнопленные), которые сражались на арене цирка между собой и с дикими зверями в присутствии огромного количества зрителей.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — основание Карфагена; Б — мифы о сотворении мира и о первых людях; В — установление демократии в Афинах; Г — принятие земельного закона братьев Гракхов;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Вариант 9
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — «Великий царь, царь царей»; Б — Поднебесная; В — Троянская война; Г — диктатор;
2) объяснение смысла слов: «Великий царь, царь царей» — титул властелина Персидской державы;
Поднебесная — китайцы называли царя Сыном Неба, а свою страну — Поднебесной;
Троянская война — война ахейских царей с Троей; окончилась поражением и взятием Трои;
диктатор — в Древнем Риме правитель, обладающий неограниченной властью.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — завоевательные походы царя Кира; Б — изготовление шёлка; В — подвиги Геракла; Г — войны с Карфагеном;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: для темы А — пирамиды; Б — глиняные таблички; В — трагедия; Г — патриции;
2) объяснение смысла слов: пирамиды — гробницы древнеегипетских фараонов; одно из Семи чудес света, сохранившееся до наших дней; глиняные таблички — один из первых материалов для письма; в Древнем Двуречье на табличках записывали разнообразные сведения, используя клинопись; позднее появились библиотеки глиняных книг;
трагедия — одно из двух главных представлений в древнегреческом театре; в ней изображались герои мифов, их подвиги, страдания и гибель; патриции — потомки знатных жителей древнейшего Рима; родовая аристократия.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — образование государства в долине Нила; Б — возведение ступенчатых башен; В — правление Перикла; Г — гибель оратора Цицерона;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов