ВПР. История. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Журавлёва О.Н., Александрова С.В.

В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования (с учётом Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории), а также официальному образцу Всероссийской проверочной работы по истории (2017). Выполнение предложенных вариантов позволит осуществить текущий контроль знаний, а также отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения работы. Оценить уровень своей подготовки ученики смогут с помощью листа самооценки, помещённого в конце рабочей тетради. Издание предназначено для учеников 11 классов, преподавателей, родителей, репетиторов.

ВПР. История. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Журавлёва О.Н., Александрова С.В.

ВПР. История. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка

Задание 10.
Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
В такой формулировке предлагается задание в демоверсии Всероссийской проверочной работы. Однако в ходе подготовки вам будут предложены модели (типы) данного задания, чтобы максимально полно рассмотреть различные варианты его выполнения.
Критерии верного выполнения задания 10 (всего — 3 балла):
1) назвать памятник культуры, находящийся в регионе (1 балл);
2) указать исторические факты (не менее двух) об истории создания памятника культуры или его смысловом содержании (до 2 баллов).
Под регионом в данном случае целесообразно понимать территорию субъекта Российской Федерации (всего их — 85). Следует отметить, что памятники культуры, которые надо указать и кратко описать в ответе, могут быть разной категории и располагаться в различных населённых пунктах — городе, селе и т. д. (примеры широко представлены на портале культурного наследия России «Культура.рф»).
В Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО под «памятниками культуры» понимаются объекты культурного наследия, которые подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения (в том числе памятники религиозного назначения); мемориальные квартиры; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли — группы памятников, сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи, объекты археологического наследия;
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений; памятные места, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; религиозно-исторические места.
На территории нашей страны зарегистрировано 62 особо ценных объекта, среди которых: достопримечательное место «Бородинское поле» (включая расположенные в его зоне памятники, монументы и архитектурные сооружения), ансамбль «Пулковская обсерватория», являющийся компонентом объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
Верное выполнение задания 10 требует привлечения знаний по истории и культуре родного края, того или иного региона нашей страны с обязательным указанием тех или иных исторических фактов (не менее двух).
Факты являются основным предметом изучения истории. Исторический факт — это событие, действительно имевшее место и обладающее такими характеристиками, как локализованность во времени и пространстве, т. е. факт всегда относится к конкретной дате и времени, он объективен. При этом при изучении истории условно выделяют три группы фактов: факт-событие — конкретный факт, характеризующий уникальное, неповторимое в истории (Оборона Москвы 1941 г.; Сооружение памятника героям Первой мировой войны на Поклонной горе в Москве и др.); факт-явление — повторяющиеся факты, отражающие типичное, общее (война), без конкретной даты, места; факт-процесс — цепь фактов, объединённых причинно-следственными связями, отражающих всеобщее в истории (образование Древнерусского государства). Иногда выделяют и факт-источник (Русская Правда). Все факты предъявляются в форме описания — представлений или образов, раскрывающих внешнюю сторону, и в виде понятий, теорий, которые характеризуют сущность факта, объясняют его, помогают оценить значимость, историческое значение.
Выполнение задания покажем на примерах ответов о памятниках культуры, находящихся в различных федеральных округах Российской Федерации.
Центральный федеральный округ
Памятник Петру и Февронии Муромским в Сергиевом Посаде (Московская область).
Пётр и Феврония — русские православные святые, известны как покровители семьи и брака. Открытие памятника в 2014 г. было приурочено к 700-летнему юбилею Сергия Радонежского. Скульптор Константин Чернявский изобразил фигуры святых, держащих в руках икону Пресвятой Богородицы.
В память о святых в городе Муроме проводился День семьи, любви и верности — 8 июля. С 2008 г. — это Всероссийский День супружеской любви и семейного счастья, призванный укреплять семейные ценности. Праздник имеет свой символ — ромашку.
Северо-Западный федеральный округ
Царскосельский лицей — высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, открытое по указу (1810 г.) императора Александра I в 1811 г. в Царском Селе. Программа обучения в Лицее в первую очередь была ориентирована на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В русской истории Лицей известен как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Выпускниками Лицея являлись А. М. Горчаков, А. Дельвиг, И. Пущин, М. Е. Сапты-ков-Щедрин и др. 19 октября — День Лицея.
Южный федеральный округ
Бахчисарайский ханский дворец (Крым). Это единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры. Знаменитый фонтан слёз, созданный в память о рано умершей любимой жене Крым-Гирея — Диляре, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощённой в холодном камне. Об этом месте восторженно писал А. С. Пушкин в поэме «Бахчисарайский И фонтан».
Поступок — это основная единица социального поведения человека, которое определяют как личностную форму поведения, в котором осуществляется самостоятельный, творческий выбор социально значимых целей и способов действия, часто противоречащий общепринятым, установленным правилам. Это намеренное действие, проявление нравственного самоопределения человека как личности в отношении к другому человеку, себе, группе или обществу, окружающему миру в целом. Не всякое действие человека становится поступком, а только то, что является сознательным выбором (М. М. Бахтин, Г. Мюррей, С. Л. Рубинштейн и др.). Поступок — это некое действие, обязательно имеющее внешнее проявление (совершить поступок в уме, «про себя» — абсурдно). Поступком не являются рефлексы, импульсивные, физиологические, привычные действия, а также выполняемые по приказу, инструкции. Важно, что поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с заведённым порядком. Поступок в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: ак-сиологичностью (нетехничностью, т. е. поступок может не достичь цели, но при этом считаться успешным и получить положительную оценку с морально-этических позиций), ответственностью, единственностью, событийностью. Позитивно оцениваемые значительные для общества поступки получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, почитаются обществом, включаются в качестве иллюстративных примеров, нравственных ориентиров поведения (В. П. Зинченко).
Примеры
Допустим, выбранное событие (процесс): княжение Ярослава Мудрого.
Задание 11.1 — Указать участника выбранного события (процесса): митрополит Иларион.
Задание 11.2. Кратко описать его поступок (действие).
Митрополит Иларион — киевский митрополит с 1051 г. — первый русский митрополит, писатель. Иларион известен как автор «Слова о законе и благодати» — памятника древнерусского торжественного красноречия. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой русской библиотеки при Софийском соборе в Киеве, способствуя распространению и укреплению христианской веры на Руси.
Допустим, выбранное событие (процесс): Ялтинская конференция.
Задание 11.1. Указать участника выбранного события (процесса): И. В. Сталин.
Задание 11.2. Кратко описать его поступок (действие).
И. В. Сталин, возглавляя советскую делегацию в Ялте в феврале 1945 г. на встрече союзников по антигитлеровской коалиции, принял обязательство вступить в войну против Японии в обмен на гарантии со стороны США и Великобритании передачи Курильских островов Советскому Союзу без каких-либо условий.
Допустим, выбранное событие (процесс): Русские географические открытия XVII в.
Задание 11.1. Указать участника выбранного события (процесса): С. И. Дежнёв.
Задание 11.2. Кратко описать его поступок (действие).
Семён Дежнёв — землепроходец, в 1648 г. он прошёл из Северного Ледовитого океана в Тихий, доказав тем самым, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом. Дежнёв собирал ясак на реке Яне. На среднем течении реки Анадырь им было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. В 1659 г. Дежнёв сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми, но оставался в крае ещё до 1662 г., когда вернулся в Якутск. В Якутск он доставил большой груз кости. С этой кладью Дежнёв был отправлен в Москву. В Сибирском приказе Дежнёв выхлопотал себе жалованье за многие годы службы в Восточной Сибири.
Задание 12.
В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Критерий верного выполнения задания 12 (всего — 1 балл):
указать влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю с опорой на исторические факты.
Задание 12, так же как и задание 11, носит альтернативный характер, предполагает проверку сформированности умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. Обратите внимание: задание 12 предполагает продолжение работы с уже выбранным для задания 11 одним из четырёх перечисленных в варианте работы исторических периодов, событий (процессов).
Причинно-следственная связь — это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым.
Способность к пониманию и установлению причинно-следственной связи между событиями является одним из основных показателей интеллектуального развития. Полноценное усвоение причинно-следственных связей невозможно без самостоятельного применения знаний, без овладения умением самостоятельно находить нужные причины.
Наиболее простой способ закрепления — воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде (например, перечислить факторы, от которых зависит какое-либо явление (процесс)).
Существуют различные виды причинно-следственных связей: прямая связь (причина — следствие); опосредованные связи (причина — явление — следствие).
В процессе установления причинно-следственных связей учащиеся наиболее часто допускают следующие ошибки:
путают причину и следствие;
вместо объяснения связей между событиями (явлениями, процессами) перечисляют факты;
объясняя причины того или иного явления, учащиеся называют одну причину, в то время как явление определяется комплексом причин;
при рассуждениях часто утрачивают стройность и логичность рассуждения, смысл рассуждения;
подменяют рассуждение о возможных связях уже известным тезисом. Обучение приёмам нахождения связей требует длительного учебного времени.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов