ВПР. География. 10-11 классы. Тренинг, контроль, самооценка. Федоров О.Д.

В пособии представлены пять вариантов проверочных работ, содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, а также официальному образцу Всероссийской проверочной работы по географии.
Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основу взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8—11 классах.

ВПР. География. 10-11 классы. Тренинг, контроль, самооценка. Федоров О.Д.

Тренинг, контроль, самооценка

Тематические задания в формате ВПР
Задание 1 (задание 17 демоверсии)
Василий включил телевизор, когда шла научно-популярная передача о географии мировых природных ресурсов.
…Этот вид руды часто относят к топливным минеральным ресурсам, поскольку главное его назначение — топливо для ядерных реакторов, устанавливаемых на АЭС. По данным МАГАТЭ, запасы этих руд составляют 3,6 млн т и сосредоточены в 44 государствах мира (2015 г.). Добыча ведётся в 25 странах мира, в том числе в Казахстане (33 % мировой добычи), Канаде (18 %), Австралии (11 %), Намибии, Нигере (по 8 %), России (7 %), а также в Узбекистане, США, ЮАР, Габоне и др.
О каком виде полезных ископаемых шла речь в телепередаче? В чём заключается опасность использования АЭС в хозяйственной жизни человека?
Ответ: _
Задание 2 (задание 17 демоверсии)
Минеральные ресурсы нашей страны крайне разнообразны. На европейской территории и в Западной Сибири под мощным осадочным чехлом имеются богатые месторождения осадочных полезных ископаемых. 95 % топливных ресурсов страны сосредоточены в её азиатской части. На щитах и в древних складчатых зонах имеются богатые залежи рудных полезных ископаемых, золота, алмазов, химического и строительного сырья. Россия занимает ведущее положение в мире по доказанным (разведанным) запасам многих полезных ископаемых. На неё приходится 18 % газовых ресурсов мира и более 5 % мировых запасов нефти. Подавляющая часть запасов природного газа и большая часть нефтяных запасов находится в За-падно-Сибирском бассейне. Велики потенциальные запасы углеводородов на шельфах арктических и тихоокеанских морей, однако добыча здесь пока минимальна.
Опираясь на текст, определите, какие перспективы имеет добывающая промышленность в нашей стране. Богатство природных ресурсов, с одной стороны — благо для экономики нашей страны, но с другой стороны — её беда. Сформулируйте своё отношение к проблеме. Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.
Ответ:
Задание 3 (задание 17 демоверсии)
Обеспечение продовольствием постоянно растущего населения Земли относится к числу долгосрочных и наиболее сложных проблем мировой экономики и политики. Основными причинами мировой продовольственной проблемы являются:
1) чрезмерная нагрузка на природный потенциал сельского и рыбного хозяйства, препятствующая его естественному восстановлению;
2) недостаточные темпы научно-технического прогресса в сельском хозяйстве;
3) растущая неустойчивость в мировой торговле продовольствием, фуражом, удобрениями.
Ключ решения проблемы лежит в политико-социальной плоскости. Без установления справедливого экономического и политического миропорядка, без преодоления отсталости большинства стран, без социально-экономических преобразований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой решение продовольственной пробле-Ш мы останется недостижимым.
Сформулируйте глобальную проблему, о которой идёт речь в тексте. Какой из предлагаемых путей решения проблемы является, на ваш взгляд, наиболее действенным? Приведите не менее двух аргументов в поддержку своей точки зрения.
Ответы к заданиям в формате ВПР
1 Урановые руды. Неоднозначность АЭС выражена через экономические эффекты её использования (высокая стоимость строительства, дешёвая электроэнергия) и экологические риски (Чернобыль, Фукусима)
2 Выражена точка зрения о необходимости развития обрабатывающей промышленности и сокращения доли продукции добывающей промышленности в структуре российского экспорта. Выражена точка зрения о неоднозначности богатства природными ресурсами для экономики нашей страны
3 Обозначена проблема: голод, обеспечение продовольствием населения развивающихся стран. Высказана и аргументирована точка зрения на указанную проблему
4 Обозначена проблема поиска альтернативных источников энергии, а также необходимости снижения «грязного» электричества в энергобалансе стран мира. Сформулирована и доказана точка зрения обучающегося
Регионы и страны мира
Основные элементы содержания, проверяемые заданиями ВПР:
многообразие стран мира. Основные типы стран; современная политическая карта мира; столицы и крупные города;
особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира.
Основные требования, достижение которых проверяется заданиями ВПР:
знать смысл основных теоретических категорий и понятий; уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь находить и применять географическую информацию для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни.
Комментарии к выполнению заданий из демоверсии ВПР
Тематический практикум
Задание 1 (задание 10 демоверсии)
Определите страну по её краткому географическому описанию.
1.1. Эта страна — вторая по площади территории на материке, расположена в трёх климатических поясах. Страна выделяется запасами марганцевых, медных руд, бериллия, а по запасам урановых руд она входит в десятку ведущих стран мира. Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют природный газ и нефть. Входит в число ведущих производителей говядины. Около 300 лет это государство было испанской колонией. Уровень урбанизации — 87 %.
Ответ:
1.2. Эта страна расположена в Восточном полушарии и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Значительную часть её территории занимают пустыни и полупустыни. Относится к группе экономически развитых государств. На мировой рынок поставляет железную руду, каменный уголь, продукцию животноводства. Быстро развивается производство сжиженного природного газа.
Ответ:
1.3. Главное богатство этой страны — месторождения нефти и природного газа, большую часть экспорта страны составляют нефть и нефтепродукты. Это крупнейшее по территории государство материка, бывшая французская колония.
Ответ:
1.4. Эта страна входит в десятку крупнейших по площади территории и по численности населения стран мира. Значительную часть её территории занимает низменность. Население размещено крайне неравномерно: 90 % населения сосредоточено в приокеанской полосе. Страна богата разнообразными природными ресурсами, обладает огромными водными и лесными ресурсами.
Ответ:
1.5. Это азиатское государство занимает первое место по численности населения, обладает богатейшими природными ресурсами. Население страны размещено неравномерно: почти 90 % жителей сосредоточено на востоке страны, занимая 1 /3 её территории. Промышленность сконцентрирована на северо-востоке страны.
Ответ:
1.6. Основу экономики страны составляет добыча нефти и природного газа, от продажи которых на мировом рынке страна получает более половины своих доходов. Страна богата также лесными и рыбными ресурсами. По форме правления эта страна является конституционной монархией. Имеет сухопутную границу с Россией.
Ответ:
Основные требования, достижение которых проверяется заданиями ВПР:
знать смысл основных теоретических категорий и понятий; знать специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации, географические особенности природы России;
знать географические особенности населения России; знать географические особенности основных отраслей хозяйства России; знать географические особенности географических районов России; знать роль и место России в современном мире;
уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений; уметь находить и применять географическую информацию для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни.
Комментарии к выполнению заданий из демоверсии ВПР Задание 1
Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала.
Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон — до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству достопримечательностей.
Это задание повышенного уровня сложности нацелено на проверку знания и понимания школьниками географических особенностей регионов России. Для выполнения заданий этого типа следует внимательно прочитать текст задания и выявить уникальные характеристики региона РФ. Можно воспользоваться географическими картами атласов к курсу «География России». Ответ в данном случае — Приморский край.
Задание 7
На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8 до 20 часов по местному времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных субъектов РФ к 15 часам по московскому времени голосование уже закончится. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)
Тематические задания в формате ВПР
Задание 1 (задание 1 демоверсии)
Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
Севастополь, Воркута, Саратов
Ответ:
Задание 2 (задание 1 демоверсии)
Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения светового дня 1 июня, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
Краснодар, Магнитогорск, Киров
Ответ:
Задание 3 (задание 5 демоверсии)
Планирование работы жилищно-коммунального хозяйства в городе во многом зависит от температуры воздуха. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения среднемесячной температуры января.
Нижний Новгород, Грозный, Красноярск
Ответ:

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов