ВПР 2019г., 6 класс. Описание проверочной работы по биологии

Оценить эту страницу

Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году проверочной работы по БИОЛОГИИ
6 класс
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» — оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

ВПР 2019г., 6 класс. Описание проверочной работы по биологии.

ВПР 2019г., 6 класс.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся:
— специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
— овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
— уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
. Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Задания 1, 2, 4, 5, 7-10 проверяют знания и умения обучающихся работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами с целью охарактеризовать их по предложенному плану и продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений.
Задание 3 предполагает работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.
Задание 8 проверяет умение обучающихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы.
Задание 9 проверяет умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Таблица 1
Код Проверяемые элементы содержания
1 Биология — наука о живых организмах
1.1 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов
1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
1.4 Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
2 Клеточное строение организмов
2.1 Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки
2.2 Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка
2.3 Ткани организмов
3 Многообразие организмов
3.1 Клеточные и неклеточные формы жизни
3.2 Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы
3.3 Основные царства живой природы
4 Среды жизни
4.1 Среда обитания. Факторы среды обитания. Место обитания
4.2 Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде
4.3 Приспособления организмов к жизни в водной среде
4.4 Приспособления организмов к жизни в почвенной среде
4.5 Приспособления организмов к жизни в организменной среде
4.6 Растительный и животный мир родного края
5 Царство Растения
5.1 Многообразие и значение растений в природе и жизни человека
5.2 Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений
5.3 Растение — целостный организм (биосистема)
5.4 Условия обитания растений. Среды обитания растений
5.5 Сезонные явления в жизни растений
6 Органы цветкового растения
6.1 Семя. Строение семени
6.2 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней
6.3 Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги
6.4 Почки. Вегетативные и генеративные почки
6.5 Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа
6.6 Стебель. Строение и значение стебля
6.7 Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления
6.8 Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов
7 Микроскопическое строение растений
7.1 Разнообразие растительных клеток
7.2 Ткани растений
7.3 Микроскопическое строение корня. Корневой волосок
7.4 Микроскопическое строение стебля
7.5 Микроскопическое строение листа
8 Жизнедеятельность цветковых растений
8.1 Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ
8.2 Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений
8.3 Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними
9 Многообразие растений
9.1 Классификация растений
9.2 Многообразие цветковых растений
9.3 Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
10 Царство Животные
10.1 Общее знакомство с животными
10.2 Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных
10.3 Разнообразие отношений животных в природе
10.4 Значение животных в природе и жизни человека
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Код Проверяемые требования к уровню подготовки
1 Метапредметные
1.1 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
1.2 Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.3 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4 Смысловое чтение
1.5 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
1.6 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
1.7 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
1.8 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
2 Предметные
2.1 Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
2.2 Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии
2.3 Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
2.4 Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных
2.5 Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды
2.6 Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

[свернуть]

Похожие страницы