ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по биологии.

Всероссийская проверочная работа по БИОЛОГИИ
ОПИСАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
ПО БИОЛОГИИ 11 класс
1. Назначение Всероссийской проверочной работы
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс биологии на базовом уровне.
2. Документы, определяющие содержание ВПР
Содержание всероссийской проверочной работы по биологии определяется на основе следующих документов:
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР
ВПР по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру базового биологического образования.

ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по биологии.

ВПР 2019г., 11 класс.

Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».
Такой подход позволяет охватить проверкой основное содержание базового курса биологии, обеспечить валидность измерительных материалов. В проверочной работе преобладают задания общебиологического и практико-ориентированного содержания, поскольку это прямо вытекает из целей, поставленных перед базовым курсом биологии в среднем общем образовании. Поэтому в содержание проверки включены прикладные знания из области здорового образа жизни человека.
Приоритетным при конструировании ВПР является необходимость проверки у выпускников сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении элементарных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).
4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы
Каждый вариант Всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
6. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).
7. Условия выполнения работы
Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются. Разрешено использование калькулятора.
9. Обобщенный план варианта ВПР по БИОЛОГИИ
Коды ЭС (коды элементов содержания) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований — в соответствии с разделом 2 Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по БИОЛОГИИ. (см. Приложение).
Форма задания: КО — задание с кратким ответом, РО — задание с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б — базовый (примерный уровень выполнения — 60-90%); П — повышенный (40-60%).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для всероссийской проверочной работы
по БИОЛОГИИ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения Всероссийской проверочной работы по биологии составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями Всероссийской проверочной работой по биологии
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приведен код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код Элементы содержания, проверяемые ВПР
элемента
1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1. Объект изучения биологии — живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
2. КЛЕТКА
2.1. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
2.2. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
2.3. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы — неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
3. ОРГАНИЗМ
3.1. Организм — единое целое. Многообразие организмов.
3.2 Обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов.
3.3. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
3.4 Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
3.5. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
3.6. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
3.7. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
3.8. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
4. ВИД
4.1. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
4.2. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
1. ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
1.1. основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
1.2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)
1.3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
1.4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
1.5. биологическую терминологию и символику
2. УМЕТЬ
2.1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов
2.2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
2.3. описывать особей видов по морфологическому критерию
2.4. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
2.5. сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения
2.6. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
2.7. изучать изменения в экосистемах на биологических моделях
2.8. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать
3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
3.1. для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде
3.2. для оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
3.3. для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской
Федерации

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов