ВПР. Биология. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Сарычева Н.Ю

Поделитесь страницей.

Оценить эту страницу

Пособие начинается с диагностического контроля — проверочной работы из 16 заданий, выполнив которую вы сможете провести самопроверку уровня знаний и умений по биологии. Отбор содержания данных проверочных работ и тренировочных заданий определялся на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), примерных программ и содержания учебников, рекомендуемых к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание базового курса биологии представлено следующими разделами: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».

ВПР. Биология. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Сарычева Н.Ю.

ВПР. Биология. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка

К свойствам генетического кода относится вырожденность кода. Объясните это понятие.
5. В приведённом списке указаны особенности вирусов и бактерий. Выберите из списка характеристики бактерий. Ответ запишите в виде любой последовательности цифр, соответствующих этим характеристикам.
Список характеристик:
1) наличие мембраны
2) отсутствие мембранных органоидов
3) наличие капсида
4) содержат или РНК, или ДНК
5) наличие рибосом
6) отсутствие обмена веществ
1) Какие типы основных эволюционных изменений обозначены на рисунке буквами А, Б и В?
2) Какие органы (аналогичные или гомологичные) возникают в результате каждого из этих процессов?
2. В природе происходит смена экосистем (биогеоценозов). Этот процесс называют сукцессией. Сукцессия — это необратимое изменение одного биогеоценоза, появление другого. Она может быть вызвана какими-либо природными явлениями или происходить под влиянием человека. Различают первичную и вторичную сукцессию.
Первичная сукцессия характеризуется тем, что протекает на безжизненной местности. Это может быть, например, голая скала без растительности, песчаные территории, застывшая лава. Примером такой сукцессии является формирование исходного почвенного покрова, заселение изначально безжизненной песчаной территории, в первую очередь микроорганизмами, растениями, а затем грибами и животными.' Особую роль здесь играют остатки растений и вещества, образующиеся в результате разложения органики. Таким образом, начинает образовываться и видоизменяться почва, под воздействием микроорганизмов, растений и грибов меняется микроклимат.
Географическое видообразование возникает, как правило, при появлении каких-то физических преград, приводящих к изоляции популяций, либо при расширении ареала, когда популяции оказываются в новых условиях. В обоих случаях микроэволюционные процессы могут привести к образованию новых видов.
При экологическом видообразовании ареал вида не разделяется на части, а изоляцию групп популяций определяют различия в условиях существования популяций, обитающих на одной территории.
Проанализируйте текст и рисунок. Ответьте на вопросы.
1) В каком случае образованию новых видов предшествовала географическая изоляция популяций, а в каком — экологическая?
2) По каким признакам можно сделать такие выводы? Ответ:--
4. Пользуясь геохронологической таблицей Земли, ответьте на вопрос, когда растения и животные вышли на сушу. Кто является вероятными предками первых наземных растений?
Итоговый контроль
Проверочная работа 2, как и демонстрационный вариант Всероссийской проверочной работы по биологии для 11 класса, включает в себя 16 заданий. Постарайтесь при выполнении данной работы выполнить следующие рекомендации. На выполнение итоговой проверочной работы отводится 1 час 30 минут (90 минут). Ответы на задания необходимо записывать в отведённом для этого в работе месте. При выполнении работы можно пользоваться калькулятором и использовать черновик. Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени задание, которое не удаётся выполнить сразу, рекомендуется пропустить и выполнить следующее. К пропущенному заданию можно будет вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов. Запишите номера выбранных таксонов.
Шимпанзе
Человек
Гиббон
Перечень таксонов:
1) подкласс Плацентарные
2) класс Млекопитающие
3) род Люди
4) семейство Человекообразные обезьяны
5) отряд Приматы
6) вид Человек разумный
5. Изучите график, отражающий зависимость величины роста растения от температурных показателей среды. По оси .г отложена температура (в °С), по оси у — высота растения (в см).
Определите температурные пределы, в которых признак имеет среднее значение, и температуру, наиболее благоприятную для роста растений.
1) Проанализируйте схему и объясните, работа какой железы будет нарушена, если в анализе крови новорождённого ребёнка выявлено снижение уровня тиреотропно-го гормона.
2) К каким последствиям в развитии организма может привести недостаточная активность этой железы?
Ответ:
8. Вставьте в текст номера пропущенных элементов, выбрав их из предложенного списка. Полученное соответствие букв и цифр занесите в таблицу.
9. Изучите перечень, в котором представлены виды изменчивости.
Перечень видов изменчивости:
1) хромосомная
2) комбинативная
3) геномная
4) модификационная
5) генотипическая
6)генная
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН КЛЕТКИ УГЛЕВОДЫ
1) Где в клетке идёт бескислородное расщепление глюкозы (гликолиз)?
2) Какие органические вещества образуются при бескислородном расщеплении одной молекулы глюкозы? Определите количество АТФ, образовавшихся в клетке после гликолиза, если в клетку поступило 32 молекулы глюкозы.
13. На рибосоме клетки был синтезирован белок, состоящий из 170 аминокислот.
1) Поясните, сколько молекул т-РНК участвовало в синтезе этого белка.
2) Какова длина гена, кодирующего этот белок, если линейная длина одного нукпе-отида равна 0,34 нм?
14. Рассмотрите изображение клетки. Ответьте на вопросы.
1) Какой органоид расположен под цифрой 1? Каковы его функции?
2) Какой компонент этого органоида обеспечивает его функцию? Ответ:___
15. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Участок молекулы и-РНК имеет последовательность нуклеотидов ААЦ УЦГ УУА ГЦГ УУА УГГ.
1) Запишите нуклеотидную последовательность фрагмента цепи ДНК, с которого синтезируется эта и-РНК.
Эволюционное древо семейства лошадиных:
1 — эогиппус;
2 — миогиппус;
3 — меригиппус;
4 — плиогиппус;
5 — эквус (современная лошадь)
ВАРИАНТ 2
1. Выберите из приведённого списка элементы, являющиеся общими для всех учёных, портреты которых представлены ниже.
Список элементов:
1) генетика
2) физиология
3) систематика
4) открыли законы
5) проводили опыты на животных
6) изучали изменчивость
1) Назовите отделы, к которым принадлежат эти растения.
2) Расположите представленные организмы в том порядке, в котором они появлялись в ходе эволюции: запишите в пустые ячейки соответствующую последовательность букв, которыми обозначены изображения.
3. В Чёрном море обитает акула катран. Она питается хищной рыбой.
1) Составьте цепь питания из предложенных в перечне организмов: впишите их на звания в соответствующие ячейки.
Перечень организмов: катран, фитопланктон, хищные рыбы, нехищные рыбы.
2) Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последующий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Используя это правило, определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь катрана массой 15 кг.
7. Врач терапевтического отделения получил из биохимической лаборатории анализ крови, выполненный на гематологическом анализаторе.
1) Проанализируйте представленный фрагмент бланка анализа крови, оценивая основные показатели: содержание гемоглобина, количество и объём эритроцитов, количество тромбоцитов и лейкоцитов. Какую функцию выполняют клетки крови, количество которых изменено?
2) К чему могут привести эти нарушения состава крови? Ответ: _

[свернуть]

Похожие страницы