Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Савинкина Е.В.

Новый справочник включает весь теоретический материал школьного курса по химии, необходимый для подготовки и сдачи единого государственного экзамена.
Содержание книги основано на контрольно-измерительных материалах, определяющих объем учебного материала, который проверяется государственной итоговой аттестацией.
Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме. Четкость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.
Каждый раздел книги соответствует четырем содержательным блокам, проверяемым на ЕГЭ: «Теоретические основы химии» — Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химическая связь и строение вещества, химическая реакция

Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Савинкина Е.В.

Химия. Справочник для подготовки к ЕГЭ.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о природном газе?
А. Основными составляющими природного газа
являются метан и ближайшие его гомологи.
Б. Природный газ служит сырьем для получения ацетилена.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
2. Температура кипения нефти:
1) ниже 100 °С
2) выше 100 °С
3) нефть не имеет постоянной температуры кипения
4) нефть находится в газообразном состоянии при нормальных условиях
3. Гудрон используется
1) как авиационное топливо
2) в составе дорожного покрытия
3) для изготовления свечей
4) в медицине
4.2.4. Высокомолекулярные соединения.
Реакции полимеризации и поликонденсации
Среди природных и синтетических веществ часто встречаются соединения, имеющие очень большую молекулярную массу — от нескольких тысяч до многих миллионов атомных единиц массы. Такие вещества называют полимерами или высокомолекулярными соединениями.
Полимер (высокомолекулярное соединение) — большая молекула, состоящая из многих групп атомов, связанных друг с другом в цепь.
Небольшие молекулы способны соединяться друг с другом, образуя длинные цепи, если они могут формировать химические связи друг с другом. Этим свойством обладают органические молекулы, содержащие двойные или тройные связи, такие как этилен СН2=СН2. Двойная связь в молекуле этилена разрывается, например, под действием высокой температуры и катализатора:
У молекулы появляется возможность образовать новые химические связи. Таким образом молекулы исходного низкомолекулярного вещества (мономера) одна за другой присоединяются к концам растущей цепи.
4.3. РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ И УРАВНЕНИЯМ РЕАКЦИЙ
4.3.1. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе
Раствор — это гомогенная система, состоящая из двух или более веществ, содержание которых можно изменять в определенных пределах без нарушения однородности. Растворы состоят из растворителя (например, воды) и растворенного вещества.
4.3.5. Расчеты массы (объема,
количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
Если указаны массы (или количества) двух и более участников реакции, необходимо определить, какое из веществ взято в избытке, а какое в недостатке. Для этого также необходимо воспользоваться отношением известного количества вещества к соответствующему стехиометрическому коэффициенту.
Примеры заданий
1. Определите массу (г) воды, образовавшейся при проведении реакции между 200 л кислорода и 100 л водорода.
2. Определите массу соли, образующейся при поглощении продукта полного сгорания 14 л сероводорода (н.у.) раствором, содержащим 5 г гидрокси-да натрия.
3. Какой объем (л) оксида углерода(ГУ) (измеренный при нормальных условиях) выделился при взаимодействии 110 г соды (карбоната натрия), содержащей 4% примесей, с избытком хлороводородной кислоты?
4.3.6. Расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
Очень полезной является информация о продуктах сгорания веществ. При полном сгорании органического вещества весь углерод окисляется до диоксида углерода, водород — до воды, а азот выделяется в виде простого вещества. При сжигании галогенпро-изводных углеводородов галоген выделяется в виде галогеноводорода.
Примеры заданий
1. При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(П) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите необходимые вычисления;
2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(П).
2. Органическое соединение содержит 52,2% углерода и 13,0% водорода (остальное — кислород). Определите молекулярную формулу соединения, если известно, что оно может реагировать с натрием. Напишите уравнение реакции.
3. При сплавлении натриевой соли карбоновой кислоты с гидроксидом натрия выделяется газообразное вещество с плотностью 1,34 г/л (н.у.). Какая это кислота? Напишите уравнение реакции.
4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли
выхода продукта реакции от теоретически возможного
Отношение количества полученного на практике продукта реакции к теоретически возможному (рассчитанному по уравнению реакции) называется практическим выходом продукта.
Отношение количеств вещества при расчете практического выхода можно заменить отношением их масс, а для газов также отношением их объемов.
Примеры заданий
3. Составьте уравнение реакции, протекающей в водном растворе: карбонат натрия + сульфат магния. Рассчитайте выход (%) магнийсодержащего продукта, если его масса составила 41 г, а массы реагентов — по 60 г.
4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Сумма массовых долей всех компонентов смеси равна 1 или 100%.
Каждое вещество в смеси сохраняет свои индивидуальные химические свойства, что позволяет определить его количество (массу) по количеству (массе, объему) того или иного продукта взаимодействия смеси веществ с определенным реагентом.
Это сделать несложно, если реагент избирательно действует на компоненты смеси. Тогда по количеству продукта можно рассчитать количество (массу) прореагировавшего вещества, а затем вычислить количество (массу) вещества, не вступившего в данную реакцию.
Если несколько компонентов участвуют в реакции с одним реагентом с образованием одного и того же продукта, задача усложняется.
Нередко приходится решать систему уравнений с несколькими неизвестными; при этом в качестве неизвестных удобно задавать количества веществ — компонентов смеси.
Примеры заданий
1. Определите массовые доли (%) сульфата желе-за(П) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.
2. При обработке 15 г смеси алюминия, кремния, меди и оксида меди(П) хлороводородной кислотой выделилось 5,04 л (н.у.) газа, а масса оставшегося осадка составила 4,2 г. Определите массовую долю (%) оксида меди(П) в исходной смеси.
3. Определите массовые доли (%) оксида железа(П) и оксида железа(Ш), если при полном восстановлении водородом 31,9 г смеси этих оксидов образовалось 9 г воды.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов