Биология. 5 класс. Готовимся к ВПР. Мониторинг успеваемости. Лернер Г.И., Котикова И.В.

В состав сборника входят проверочные работы по основным темам курса «Введение в биологию» для 5-х классов основной школы. Содержание и последовательность предлагаемых в сборнике тренировочных работ соответствует содержанию и последовательности большинства допущенных к учебному процессу учебников в линиях Д.И. Трайтака (авторы Д.И. Трайтак и Н.Д. Трайтак), Н.Н. Сонина (Н.Н. Сонин и А.А. Плешаков).
Тренировочные и итоговые работы охватывают 10 тем курса биологии. Каждая из работ состоит из двух вариантов. Варианты не равноценны по содержанию в связи с недостатком места для публикации и необходимостью полнее представить материал каждой темы. Каждый вариант может быть разделен на две или даже три части и предлагаться школьникам в разных сочетаниях заданий.

Биология. 5 класс. Готовимся к ВПР. Мониторинг успеваемости. Лернер Г.И., Котикова И.В.

Биология. 5 класс. Готовимся к ВПР.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 3 ПО ТЕМЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Отрезанная или сломанная веточка комнатного растения традесканции, поставленная в воду, может образовать корни. Кар ие условия для этого необходимы растению, может продемонстрировать следующий опыт.
Рис. 14
Две стеклянные банки на 2/3 наполнили прокипячённой и охлаждённой до комнатной температуры водой. Две веточки традесканции с обрезанными нижними листьями пропустили через отверстие в картонной крышке и поставили в воду. В одну из банок, не вынимая растения, на поверхность воды налили немного растительного масла.
1. Зачем мы налили на поверхность воды в одну из банок растительное масло? Выберите верный ответ.
1) Для того, чтобы лучше было видно границу между воздухом и жидкостью.
2) Для того, чтобы растению было легче дышать.
3) Для того, чтобы масло не пропускало кислород воздуха в воду к корням.
4) Для того, чтобы вода не испарялась с поверхности банки.
5) Для того, чтобы снабдить растение питательными веществами.
2. В опыте мы использовали прокипячённую и охлаждённую до комнатной температуры воду. А каким свойством, необходимым для этого опыта, обладает кипячёная вода?
3. Сформулируйте гипотезу, которую мы проверяли этим опытом.
4. Для каких ещё органов растения необходим кислород?
5. Напишите инструкцию для проведения эксперимента по выяснению роли дыхания и значения воздуха для прорастания семян фасоли.
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 4 ПО ТЕМЕ «НАУКИ О ПРИРОДЕ»
Вариант 1
1. Докажите двумя примерами, что такие естественные науки, как астрономия, биология и физика связаны между собой.
2. Какой метод исследования применяет Жан Анри Фабр*, изображённый на рисунке?
3. Что изучает энтомология?
6. Изменяется ли по составу воздух в процессе дыхания? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
7. Напротив названия науки напишите, каков объект её изучения.
Физиология
Ботаника
Зоология
Цитология
Эволюционное учение
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 5 ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ» Вариант 1
1. Кем был Карл Линней, и каковы его заслуги в биологии?
2. Что означает термин «классификация»?
Рис. 21
3. Представьте себе, что вам надо построить прочный плот. По каким признакам можно разделить эти предметы на группы и отобрать необходимые для строительства плота. Камни, мокрые веревки, закрытые пробками бутылки, сухие бревна, надутые автокамеры, гвозди, закрытые металлические пустые бочки, сырые бревна, пластмассовые доски, пенопластовые предметы, наполненные водой сосуды
4. Проклассифицируйте группы изображённых животных.
5. Дайте определение понятию «вид».
6. Почему волк, медведь, тигр, лиса — относятся к одному отряду Хищные?
7. По каким основным признакам классифицируют цветковые растения.
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 6 ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»
Вариант 1
Внимательно рассмотрите рисунок и прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА
Ядро
Аппарат Гольджи
Ядрышко
Митохондрия
Цитоплазма
мембрана
Оболочка
Лизосома Рибосомы
Эндоплазматическая сеть
1. Два ученика спорят о том, что такое клетка. Один ученик говорит, что клетку можно сравнить с супом, в котором плавают разные вещества, взаимодействующие друг с другом. Другой ученик говорит, что клетку можно сравнить с городом, в котором все службы взаимосвязаны. Чью точку зрения вы поддерживаете и почему?
2. С какой частью города можно сравнить клеточную оболочку, ядро и митохондрии?
3. Какие органоиды являются общими для растительной и животной клеток?
4. Какие процессы происходят на границе клетки и в её внутренней среде?
5. Как вы думаете, что произойдёт с клеткой после удаления из неё ядра или митохондрий?
6. Почему клетки многоклеточного организма отличаются по своему строению?
мышечная клетка
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 6 ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»
Вариант 2
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Растительная клетка снаружи имеет плотную оболочку из целлюлозы. С соседними клетками её цитоплазма соединяется через поры в оболочке. Всю свою жизнь растительная клетка накапливает различные вещества в вакуолях с клеточным соком. В молодой клетке много мелких вакуолей. По мере старения клетки они сливаются в одну большую вакуоль, которая занимает центральное положение в клетке.
6. Какое значение имеют грибы, показанные на рисунке?
7. Как размножаются грибы?
8. Распределите названия грибов на съедобные и несъедобные, расставив в таблице необходимые цифры.
1. Сыроежка 2. Перечный гриб 3. Ложный опёнок 4. Сатанинский гриб
5. Лисичка 6. Подберёзовик 7. Боровик
8. Бледная поганка
9. Опёнок Рис. 33
10. Груздь белый
Съедобные грибы Несъедобные грибы
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 7 ПО ТЕМЕ «ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ»
Вариант 2
1. Назовите формы бактерий, изображённых на рисунке, и объясните, какую роль они играют в жизни человека.
Рис. 34
2. Существуют ли бактерии, полезные для человека?
Ответьте на вопросы.
А) Какая проблема возникла перед Робертом Кохом?
Б) Какие предположения выдвинул Р. Кох?
В) В чём должен был убедиться Кох после выдвижения своих гипотез?
Г) Что должен был увидеть Кох под микроскопом?
Д) Как Кох мог бы доказать, что эти палочки являются возбудителями сибирской язвы?
4. Назовите грибы, поражающие растения и укажите, какие растения поражаются этими грибами.__
5. В чём заключается польза отношений между грибами и деревьями?
6. Какова роль спор в жизни грибов?
7. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?
39
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 8 ПО ТЕМЕ «ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ»
Вариант 1
1. Внимательно рассмотрите рисунок. Какими буквами обозначены низшие и высшие растения? Подпишите на строчках слова: «высшие» или «низшие».
2. Подпишите названия отделов, к которым относятся изображённые на рисунке растения.
4. Назовите способы размножения растений и дайте определения следующим терминам:
— спора _
— гамета _
5. Каким путём в растения поступают вещества из почвы и атмосферы?
6. На что тратится энергия солнца, поступающая в растение?
7. Как вы думаете, почему у человека может заболеть голова, если в его спальне много комнатных растений?
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 8 ПО ТЕМЕ «ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ»
Вариант 2
1. Какие из изображённых на рисунке растений относятся к водорослям, а какие не относятся к ним?
Рис. 39
2. На что используются органические вещества, образованные растением в процессе фотосинтеза?
3. На рисунке показано деление клетки (митоз). Объясните с помощью рисунка, как происходит деление клетки и каков биологический смысл такого деления.
42
4. Чем отличаются по строению водоросли от высших растений?
5. Почему у наземных растений появились органы (корни, стебли, листья, коробочки со спорами и др.?
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 9 ПО ТЕМЕ «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. СРЕДЫ ЖИЗНИ»
Вариант 1
1. Назовите, что из изображённого на рисунке можно отнести к телам неживой природы, а что — к живым организмам. По каким признакам их можно отличить друг от друга?
Рис. 41
2. Изучите данные таблицы «Сравнительная характеристика сред обитания и адаптации к ним живых организмов» и ответьте на вопросы.
Среда Особенности среды Адаптации организма к среде
Водная Самая древняя. Освещённость убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на 1 атмосферу. Дефицит кислорода. Степень солёности возрастает от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени 1
2 Очень древняя. Жидкая (кровь, лимфа) или твёрдая (плотные ткани). Наибольшее постоянство среды во времени из всех сред обитания Совместная адаптация паразита и хозяина или симбионтов друг к другу. Синхронизация биоритмов. Выработка у паразита защиты от переваривания хозяином и системы «заякоривания» в среде. Большая плодовитость. Плохо развитые нервная система и органы чувств
ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА 10 ПО ТЕМЕ «ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ»
Вариант 2
1. Почему большинство животных свободно передвигается?
2. Почему простейшие животные практически не изменились за многие миллионы лет существования?
3. Многие насекомые проходят в своём развитии несколько стадий: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Как вы думаете, одинаковый или разный наследственный аппарат у этих стадий развития животных? Ответ поясните.
Задание:
A) Какую рыбу вы бы включили в меню человека, решившего похудеть? Б) Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?
B) Какую рыбу вы бы посоветовали чаще употреблять спортсмену-штангисту?
Г) Сколько грамм сома должен съесть ученик, весящий 40 килограмм, для того, чтобы хорошо себя чувствовать на уроках с 8.00 утра до 13.00 дня и обеспечить себя необходимой энергией?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов