Я сдам ОГЭ! Химия. Типовые задания. Технология решения. Добротин Д.Ю

Оценить эту страницу

Предназначено для подготовки обучающихся 8—9 классов к государственной итоговой аттестации. Пособие активизирует работу обучающихся по следующим направлениям: пополнение, актуализация и систематизация знаний по всем элементам содержания, проверяемых на ОГЭ; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. Пособие адресовано педагогам, школьникам и их родителям для проверки/самопроверки достижения требований образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.

Я сдам ОГЭ! Химия. Типовые задания. Технология решения. Добротин Д.Ю.

Химия. Типовые задания. Технология решения.

149
Задания для самостоятельной работы
1 Для этана верны следующие утверждения:
1) молекула содержит один атом углерода и четыре атома водорода
2) является предельным углеводородом
3) атомы водорода соединены между собой двойной связью
4) вступает в реакцию присоединения с водородом
5) реагирует с кислородом
5 Выберите верные утверждения о природном газе.
1) основным компонентом природного газа является метан
2) образует с воздухом взрывоопасную смесь
3) является чистым веществом
4) хорошо растворим в воде
5) горит с образованием угарного газа и водорода
Спирты — органические соединения, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных групп (-ОН), непосредственно связанных с атомами углерода.
Простейшим представителем класса одноатомных спиртов является метанол, или метиловый спирт:
СН3—ОН.
Метанол — опаснейший яд. Попадание в организм порядка 10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению, одним из последствий которого является слепота. Большее количество метанола, попавшего в организм, приводит к смертельному исходу.
Ещё одним представителем гомологического ряда спиртов является этанол, или этиловый спирт, имеющий формулу
СН3-СН2-ОН.
Этанол является продуктом брожения углеводов, которые содержатся в ягодах и фруктах. Это вещество обладает токсическим и наркотическим действием. Его попадание в организм вызывает возбуждение, а затем резкое угнетение центральной нервной системы, следствием которого может стать постепенное разрушение мозговой оболочки. Кроме того, употребление этанола приводит к нарушению важнейших функций организма и тяжёлому поражению внутренних органов.
При обычных условиях этанол и метанол являются жидкостями, неограниченно
смешивающимися с водой.
Примером высшей карбоновой кислоты является стеариновая кислота, которая содержит 18 атомов углерода. Соли высших карбоновых кислот натрия и калия называются мылами. Стеарат натрия C17H35C00Na входит в состав твёрдого мыла. Приведём пример выполнения ещё одного задания.
Пример 2. Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) молекула содержит один атом кислорода
2) является хорошо растворимой в воде жидкостью (н. у.)
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
4) реагирует с карбонатом натрия
5) вступает в реакцию с медью
Решение.
Вспомним формулу уксусной кислоты: СН3—СООН.
Уксусная кислота, она же этановая, содержит два атома кислорода, так как карбоксильная группа имеет формулу СООН. Из вышеприведённой формулы также видно, что атомы углерода в ней соединены одинарной, а не двойной связью. Про существование уксуса — раствора уксусной кислоты многие знают ещё с детского возраста.
Жиры животного происхождения твёрдые. Исключением является рыбий жир. Жиры растительного происхождения обычно жидкие. Их называют маслами. Исключением является кокосовое масло.
Как и все органические вещества, жиры горят, т. е. вступают в реакцию с кислородом. Разрушаются под действием растворов кислот и щелочей.
Приведём пример выполнения задания.
Пример 1. Для жиров верны следующие утверждения:
1) состоят только из атомов углерода и водорода
2) в молекулах есть двойные связи
3) практически нерастворимы в воде
4) существуют только в жидком агрегатном состоянии
5) не реагируют со щелочами
Решение.
Жиры относятся к кислородсодержащим соединениям, следовательно, утверждение 1 неверное.
Между атомами углерода и кислорода в кислотном остатке карбоксильной группы имеется двойная связь (утверждение 2 верное).
Жиры практически нерастворимы в воде (утверждение 3 верное), именно поэтому, для того чтобы помыть жирную посуду, применяют специальные моющие средства. А вот в щелочах жиры разрушаются (утверждение неверное), в результате чего образуются соли высших карбоновых кислот и глицерин. Кроме жидких жиров (подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир), существуют и твёрдые — свиное сало, говяжий жир. Утверждение 4 неверное. Ответ: 2, 3.
Веществами белковой природы являются также гормоны и ферменты. Ферменты можно рассматривать как катализаторы биохимических процессов. Они во много раз ускоряют процессы, протекающие в живых организмах. Гормоны — очень активные вещества, которые влияют на деятельность определённых органов и систем органов и регулируют процессы обмена веществ.
21 Для глюкозы верны следующие утверждения:
1) относится к углеводородам
2) содержит 6 атомов углерода
3) растворима в воде
4) раствор проводит электрический ток
5) при спиртовом брожении выделяется кислород
Химическая формула — это условная запись состава вещества с помощью символов химических элементов и цифр.
Число атомов каждого элемента в формуле отражается с помощью индекса — числа, стоящего внизу справа от символа химического элемента. Индекс 1 не записывается.
Относительная атомная масса элемента — это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома изотопа углерода-12. Относительная атомная масса элемента обозначается символом Аг и указывается в ПСХЭ в соответствующей клетке химического элемента. Для расчётов массовой доли химического элемента в соединении относительную атомную массу элемента необходимо округлить до целого числа, за исключением относительной атомной массы хлора.
Относительная молекулярная масса вещества — это величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы больше 1/12 массы атома изотопа углерода-12. Относительная молекулярная масса вещества обозначается символом Мг и рассчитывается как сумма масс всех атомов, образующих молекулу (формульную единицу).
Алгоритм решения расчётных задач:
1. Внимательно прочитайте условие задачи. Выпишите числовые данные с указанием соответствующих величин (масса, объём, количество вещества и т. п.).
2. Сформулируйте вопрос задачи (какую величину требуется найти).
3. Составьте уравнение реакции.
4. Выразите количество вещества, для которого имеются числовые данные в задаче, используя необходимые формулы, связывающие количество вещества п с массой, объёмом или числом частиц вещества.
5. Используя стехиометрические коэффициенты уравнения реакции, выразите количество искомого вещества через количество известного вещества.
6. Найдите искомую величину, используя полученное количество вещества.
7. Запишите полученный ответ.
Контролируемые элементы содержания
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и проведения химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Контролируемые умения
Обращаться:
• с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать:
• приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
• объяснения отдельных фактов и природных явлений;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Смесями называются системы, состоящие из двух и более веществ. Физические свойства смесей не постоянны. Свойства каждого из веществ, составляющих смесь, сохраняются.
Неоднородными называются смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно разглядеть частицы, составляющие смесь.
Однородными называются смеси, в которых даже вооружённым глазом невозможно разглядеть частицы, составляющие смесь. К однородным смесям относятся, например, истинные растворы.
Смеси веществ встречаются гораздо чаще, чем абсолютно чистые вещества. В природе индивидуальные вещества практически не встречаются. Поэтому для исследования свойств и применения веществ необходимо выделять их из смеси.
Для разделения смесей используются различные методы, основанные на различии физических свойств веществ, образующих смесь (плотность, растворимость, температура кипения, способность намагничиваться и т. д.).
17 Для глицерина верны следующие утверждения:
1) является углеводородом
2) в состав молекулы входят три группы —ОН
3) атомы в молекуле соединены ионной связью
4) вступает в реакцию с водородом
5) вступает в реакцию с натрием

[свернуть]

Похожие страницы