Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Медведев Ю.Н.

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи основного государственного экзамена в 9 классе. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам и учителям.

Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Медведев Ю.Н.

Химия. Справочник для подготовки к ОГЭ.

рудничная -3,0
Для определения среды раствора используют кислотно-основные индикаторы. В практике школьных лабораторий широко используют фенолфталеин, лакмус и метиловый оранжевый, реже — так называемый универсальный индикатор. Упрощённо считают, что индикаторы принимают следующую окраску в зависимости от среды раствора (табл. 9).
Качественные реакции на ионы в растворе
Качественными называют реакции, с помощью которых можно обнаружить данный ион (или вещество) в анализируемом растворе. Качественная реакция должна обязательно сопровождаться каким-либо эффектом — выпадением осадка, выделением газа, изменением цвета раствора. Программа 9 класса предусматривает знакомство с качественными реакциями на хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы.
Определение хлорид-иона. Качественным реактивом на хлорид-ионы являются ионы серебра, при взаимодействии которых друг с другом выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра:
Ag+ + СГ — AgClj
Осадок хлорида серебра не расторяется в минеральных кислотах, но растворяется в концентрированном растворе аммиака за счёт образования аммиачного комплекса.
4.3. Качественные реакции
на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ
Получение газообразных веществ
В соответствии с программой в основной школе учащиеся должны уметь получать газы: кислород, водород, углекислый газ и аммиак.
Получение кислорода. Все лабораторные способы получения кислорода основаны на разложении богатых кислородом сложных веществ, таких как пероксид водорода Н202, бертолетова соль КСЮ3, перманганат калия КМп04 и др. При получении кислорода из перок-сида водорода раствор последнего по каплям приливают к порошкообразному диоксиду марганца Мп02 (катализатор разложения):
2Н202 2Н20 + 02|
Качественной реакцией на водород является реакция его горения. Водородом заполняют маленькую пробирку, подносят её к пламени горелки. Водород моментально загорается голубоватым пламенем. Горение водорода сопровождается характерным звуком «ппахх». Поскольку водород образует с воздухом взрывоопасные смеси, перед использованием водорода следует проверять его на чистоту.
Качественная реакция на углекислый газ состоит во взаимодействии его с известковой или баритовой водой:
С02 + Са(ОН)2 = CaCOgl + Н20
При пропускании С02 через известковую или баритовую воду образуется муть от выделяющегося мелкокристаллического осадка карбоната кальция или бария.
4. Смешали 120 г раствора серной кислоты с массовой долей 20% и 80 г 30%-ного раствора того же вещества. Массовая доля кислоты в полученном растворе равна_%. (Округлите ответ до целого значения.)
5. К 150 г раствора хлорида натрия с массовой долей 10% добавили 20 г этой же соли. Массовая доля хлорида натрия в образовавшемся растворе стала равна _ %. (Округлите ответ до десятых.)
6. К 120 г раствора хлорида бария с массовой долей 15% добавили 60 г воды. Массовая доля хлорида бария в образовавшемся растворе стала равна_%.
(Округлите ответ до целого значения.)
7. К 120 г раствора хлорида кальция с массовой долей 10% добавили 60 мл воды и 5 г этой же соли. Массовая доля хлорида кальция в образовавшемся растворе стала равна_ %. (Округлите ответ до целого значения.)
8. Упарили 120 г раствора хлорида кальция с массовой долей 10% до тех пор, пока масса раствора не стала равна 95 г. Массовая доля хлорида кальция в образовавшемся растворе стала равна_%. (Округлите ответ до целого значения.)
Вычисление массы
Подобные задачи совершенно аналогичны рассмотренным выше. Если решение предыдущих задач состояло из двух действий, то для нахождения массы вещества необходимо совершить третье действие. Покажем это на примерах.
Пример 3. Рассчитайте массу сульфата алюминия, который может быть получен при растворении в серной кислоте 5,4 г алюминия.
Решение. Как и ранее, сначала запишем уравнение химической реакции и прочитаем его:
2А1 + 3H2S04 = A12(S04)3 + ЗН2
Задания Часть 2
Дайте полный развёрнутый ответ на задание части 2.
1. К 200 г раствора серной кислоты с массовой долей 12,25% прилили избыток раствора нитрата бария. Определите массу выпавшего осадка.
2. Рассчитайте массу осадка, который выпадет при взаимодействии избытка карбоната калия с 17,4 г раствора нитрата бария с массовой долей последнего 15%.
3. В избытке соляной кислоты растворили 1,506 г руды, содержащей 77% карбоната железа(Н). Определите объём углекислого газа, выделившегося при этом.
4. При взаимодействии 24 г руды, содержащей карбонат железа(Н), с избытком соляной кислоты выделилось 4,48 л углекислого газа. Определите массовую долю карбоната железа в руде.
5. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определите массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
6. При растворении в избытке разбавленной серной кислоты цинка, содержащего 4,5% нерастворимых примесей, выделилось 2,24 л (н.у.) водорода. Определите массу растворённого металла.
7. При растворении 10 г технического цинка в избытке разбавленной соляной кислоты выделилось 3,1 л (н.у.) водорода. Определите массовую долю примесей в этом образце цинка.
8. Рассчитайте массу осадка, который выпадет при сливании 500 г 2%-ного раствора иодида калия с избытком раствора нитрата свинца(П).
9. При растворении 160 г известняка в избытке азотной кислоты выделилось 34,27 л (н.у.) углекислого газа. Определите массовую долю примесей в данном образце известняка.
10. При взаимодействии 150 г раствора нитрата свин-ца(П) с небольшим избытком раствора иодида калия выпало 10,45 г осадка. Рассчитайте массовую долю нитрата свинца(П) в исходном растворе.
11. Какая масса соли образуется при взаимодействии 0,5 моль гидроксида кальция с избытком серной кислоты?
12. Какая масса серной кислоты потребуется для полного растворения 36 г магния?
В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказывалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1-2 мл (1-2 см).
• Для проведения опыта требуется порошкообразное вещество (сыпучее вещество). Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
7. Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
8. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовки необходимо:
• снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
• закрепить пробирку в пламени спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
• далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
• открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов