Химические уравнения. Тренажер для подготовки к ОГЭ. Зыкова Е.В.

Цель пособия — помочь школьникам научиться составлять химические уравнения разных типов для всех классов неорганических и некоторых органических соединений, для соединений всех естественных семейств химических элементов. Пособие позволяет гарантированно улучшить качество знаний, так как с его помощью можно тщательно разобрать и закрепить ключевые навыки по всем изучаемым темам курса химии. Задания удобно структурированы. Благодаря этому пособие может быть использовано на каждом уроке, что позволит решить проблему низкой накопляемости оценок. Многовариантность обобщающих заданий по темам позволит использовать пособие для текущего тематического объективного контроля знаний. Издание окажет неоценимую помощь ученикам и их педагогам при подготовке к ОГЭ по химии.

Химические уравнения. Тренажер для подготовки к ОГЭ. Зыкова Е.В.

Химические уравнения. Тренажер для подготовки к ОГЭ. Зыкова Е.В.

Заданное вещество
Реагент
2 А1 раствор серной кислоты, сульфит натрия, оксид железа (III), оксид серы (VI), сульфат никеля, гидроксид меди (II), азот, углекислый газ
3 Zn хлорид меди (II), карбонат кальция, бро-моводородная кислота, оксид азота (V)
4 Сг хлор, ортофосфат калия, раствор серной кислоты, оксид алюминия, сера, хлорид кальция, йодовород, оксид фосфора (V)
5 Fe соляная кислота, гидроксид бария, нитрат ртути (II), сульфид калия
6 Ni нитрат свинца (II), гидроксид натрия, соляная кислота, оксид азота (I)
7 Sn йод, силикат магния, раствор серной кислоты, оксид серебра (I)
8 Pb сульфат меди (II), углекислый газ, раствор азотной кислоты, оксид серы (IV)
9 Си концентрированная азотная кислота, вода, сера, соляная кислота
10 Ag концентрированная серная кислота, вода, кислород, бромид кальция
273. Приведите уравнения реакций:
1) восстановления водородом оксида железа (II);
2) восстановления коксом оксида марганца (IV);
3) кальцийтермического получения ванадия из оксида ванадия (V);
4) магнийтермического восстановления ванадия из хлорида ванадия (III);
5) получения кадмия из раствора сульфата кадмия (II) с помощью цинковой пыли.
274. Составьте уравнения реакций, протекающих при электролизе расплавов: хлорида калия, бромида кальция, гидроксида натрия.
2. Щелочные, щелочноземельные металлы, магний и их соединения
• Щелочные и щелочноземельные металлы — сильные восстановители, реагируют с неорганическими и органическими веществами.
• Преимущественный продукт окисления кислородом лития — оксид 1д20» натрия — пероксид Na202, калия, рубидия й цезия — надпероксиды Ме02. Оксиды Na и К могут получиться при недостатке кислорода. Щелочноземельные металлы окисляются до оксидов МеО.
• Гидриды металлов — активные восстановители за счет водорода в низшей степени окисления -1.
• Оксиды и гидроксиды активных металлов — основные, проявляют все их характерные свойства. Ок-сиды натрия и калия получают косвенным путем.
4.2. Другие металлы побочных подгрупп и их соединения
Упражнение 82. Химические свойства цинка, меди, марганца, хрома и их соединений.
• Цинк — достаточно активный металл с амфотерными свойствами, растворяется в кислотах и щелочах.
• Оксид и гидроксид цинка являются амфотерными соединениями.
• Для соединений цинка окислительные свойства не характерны.
• Соли цинка проявляют все общие химические свойства солей.
• Металлическая медь — слабый восстановитель, реагирует с сильными окислителями при нагревании.
• С кислотами-неокислителями реагирует только в присутствии кислорода воздуха.
• Оксид меди (II) и гидроксид меди (II) обладают преимущественно основными свойствами.
• Оксид марганца (II) и гидроксид марганца (II) являются основными.
• Оксид марганца (VII) — кислотный оксид.
• Растворимые соли марганца (II) проявляют все общие свойства солей.
• Оксид марганца (IV) и гидроксид марганца (IV) являются амфотерными, хотя как основные, так и кислотные свойства выражены слабо.
• Хром при комнатной температуре малоактивен, покрыт оксидной пленкой, которая разрушается при нагревании.
• Пассивируется на холоду кислотами-окислителями.
• Оксид и гидроксид хрома (II) являются основными.
• Оксид хрома (III) амфотерен, растворяется в кислотах. Сплавляется с оксидами, гидроксидами и карбонатами щелочных металлов.
• Гидроксид хрома (Ш) как амфотерный гидроксид легко растворяется как в кислотах, так и щелочах.
• Растворимые соли хрома проявляют все общие свойства солей.
• Оксид хрома (VI) — типичный кислотный оксид.
• Все соединения хрома (VI) — сильные окислители.
297. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства хрома и его соединений:
Признаки химических реакций:
• Выделение (поглощение) теплоты.
• Изменение окраски.
• Выделение газа (появление запаха).
• Выпадение (растворение) осадка.
298. Заполните пропуски, расставьте коэффициенты, укажите признаки химических реакций:
299. Составьте уравнения химических реакций по описанию. Укажите типы реакций по различным классификациям:
1) В пробирку насыпают немного порошка оксида магния. Затем добавляют раствор соляной кислоты. Белый порошок растворяется.
2) Оксид свинца (IV) (вещество коричневого цвета) нагрели. В результате реакции образовался бесцветный газ и осталось оранжевое твердое вещество.
3) В раствор сульфата меди (II) голубого цвета добавляют одну гранулу металлического цинка. На поверхности цинка появляется красно-коричневый налет меди. Раствор обесцвечивается.
4) При нагревании кристаллов хлорида золота (III) красно-коричневого цвета образуется металлическое золото и выделяется газ зеленоватого цвета.
5) Мягкий металл натрий нагрели в атмосфере зеленоватого газа хлора. Образовалось белое кристаллическое вещество.
300. Составьте уравнения химических реакций по описанию. Укажите типы реакций по различным классификациям:
1) Гидрид кальция обработали водой. Выделившийся газ пропустили над нагретым оксидом железа (III). Полученный твердый продукт реакции растворили в соляной кислоте, в результате чего образовался прозрачный раствор коричневого цвета.
2) Водород, полученный электролизом воды, сожгли в хлоре. Полученный газ растворили в воде и смешали с раствором нитрата серебра. При этом образовался белый хлопьевидный осадок.
3) Нитрид магния растворили в воде. Выделился газ с резким запахом, который пропустили через раствор азотной кислоты. Полученный раствор соли осторожно выпарили и твердый остаток прокалили.
303. Составьте уравнения химических реакций, иллюстрирующих верные утверждения:
1) В результате взаимодействия кальция с водой выделяется водород.
2) При растворении железа в концентрированной серной кислоте образуется сульфат железа (ГО).
3) Оксид меди (I) растворяется в воде при нагревании.
4) Гидроксид цинка взаимодействует с раствором сульфата калия.
5) При смешивании растворов силиката натрия и соляной кислоты выпадает белый осадок.
6) Угольная кислота образует кислые соли при нейтрализации раствором едкого кали.
7) При взаимодействии ортофосфата натрия и карбоната кальция в осадок выпадает ортофосфат кальция.
8) Кальцинированная сода реагирует с известковым молоком.
9) Тетрагидроксоциикат калия взаимодействует с раствором углекислого газа.
326. Решите качественные з^адачи:
1) Два цилиндра заполнены газами: один — кислородом, другой — углекислым газом. Как распознать, какой газ находится в каждом цилиндре?
2) Какую ошибку допустил ученик, сказав: «Уголь при горении соединяется с воздухом»?
3) Как распознать: а) черные порошки оксида меди (II) и активированного угля; б) белые порошки мела и оксида кальция?
327. Укажите окраску:
1) лакмуса в растворах, полученных растворением в воде: а) оксида серы (VI); б) оксида калия;
2) метилоранжа в водном растворе оксида фосфора (V) и оксида кальция.
Ответы обоснуйте. Запишите необходимые химические уравнения, укажите признаки реакций.
328. Как доказать, что: а) оксид натрия — основный оксид; б) оксид фосфора (V) — кислотный оксид? Ответы обоснуйте. Запишите необходимые химические уравнения, укажите признаки реакций.
329. Даны два образца оксидов, находящихся в твердом состоянии. Один из них — оксид кремния (IV), другой — оксид цинка. С помощью какого реактива можно различить эти оксиды? Ответы обоснуйте. Запишите необходимые химические уравнения, укажите признаки реакций.
350. С помощью каких реактивов можно распознать неорганические вещества? Составьте план эксперимента, запишите необходимые уравнения реакций и укажите их признаки.
1) нитрат натрия, гидроксид натрия, сульфат натрия;
2) силикат натрия, карбонат натрия, бромид аммония;
3) сульфид калия, сульфат калия, сульфит калия;
4) нитрат калия, фосфат калия, хлорид калия, карбонат калия;
5) кислород, азот, углекислый газ, монооксид азота;
6) хлорид калия, фторид калия, йодид калия;
7) хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия;
8) оксид меди, оксид железа (III), железо, цинк;
9) хлорид кальция, карбонат кальция, хлорид серебра, нитрат серебра, карбонат калия;
10) хлорид натрия, хлорид аммония, нитрат аммония;
11) угарный газ, углекислый газ, кислород;
12) хлорид калия, бромид калия, карбонат калия, сульфат калия;
13) серная кислота, соляная кислота, азотная кислота;
14) гидроксид натрия, хлорид меди, сульфат меди, хлорид бария;
15) фосфат натрия, сульфид натрия, сульфит натрия, соляная кислота;
16) сульфат натрия, гидроксид натрия, соляная кислота, карбонат натрия;
17) железо, цинк, серебро;
18) сульфат калия, нитрат свинца, сульфид калия;
19) сульфат натрия, сульфат аммония, хлорид натрия;
20) хлорид меди, хлорид алюминия, хлорид железа (III), хлорид железа (II).
365. Какой объем водорода (н.у.) выделяется при взаимодействии 54 г алюминия с избытком соляной кислоты? (67,2 л)
366. Какую массу карбоната кальция СаС03 необходимо подвергнуть разложению для получения 17,64 кг оксида кальция? Какой объем углекислого газа С02 (м3) образуется при этом? (31,5 кг, 7,056 м3)
367. Оксид железа (III) восстановили водородом, получив при этом 98 г железа. Какой объем водорода потребуется для осуществления этого процесса? (58,8 л)
368. Какой объем водорода, измеренный при н.у., потребуется для восстановления оксида меди (II), который получили при термическом разложении гидроксида меди (II) Си(ОН)2 массой 19,6 г? (4,48 л)

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов