Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Пурышева Н.С.

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу физики основной школы и предназначен для подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену (ОГЭ).
Содержание основных разделов справочника — «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления», соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольно-измерительные материала (КИМы) ОГЭ.
Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Чёткость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.
Практическая часть справочника включает образцы тестовых заданий, которые и по форме, и по содержанию полностью соответствуют реальным вариантам, предлагаемым на основном государственном экзамене по физике.

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Пурышева Н.С.

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Пурышева Н.С.

Практическая часть справочника включает образцы тестовых заданий, которые и по форме, и по содержанию полностью соответствуют реальным вариантам, предлагаемым на основном государственном экзамене по физике.
После каждой темы даются практические задания1.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа, среди которых есть задания базового уровня, и повышенного уровня сложности, а также одно задание, требующее развернутого ответа. К каждому заданию с выбором ответа приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.
Часть 1 также включает задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, задания на установление соответствия элементов, представленных в двух множествах, а также предполагают выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор). При этом условие задачи задаётся с помощью таблицы или графика.
1 В пособии использованы задания, разработанные Н.Е. Ваксеевской, М.Ю. Демидовой, Е.Е. Камзеевой, Н.С. Пурышевой, Н.А. Слепнёвой.
Часть 2 содержит задания, предполагающие развёрнутый ответ, например, качественные и вычислительные задачи.
Задания с выбором ответа проверяют на базовом и на повышенном уровнях усвоение элементов содержания всех четырёх содержательных блоков курса таких, как методология естественнонаучного познания, язык физической науки, основные физические понятия и законы, элементы физических теорий; а также владение умениями применять знания к решению простых задач. Задания этой части работы направлены на проверку умений работать с текстом, с таблицами и графиками.
Задания с кратким ответом относятся к заданиям повышенного уровня. Они направлены на проверку усвоения как того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее сложных элементов содержания курса физики основной школы. При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Например, необходимо, проанализировав данные, приведенные в таблицах разных физических величин, определить правильные утверждения, которые представляют собой комбинацию сведений из разных таблиц.
Вторая часть содержит задания, при выполнении которых даётся развёрнутый ответ, наиболее сложные в экзаменационной работе. Они проверяют уровень экспериментальных умений учащихся, умение применять знания физических законов к решению качественных и комбинированных вычислительных задач.
В конце сборника приведены справочные материалы, которые необходимы для решения задач.
Правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицей ответов в конце пособия.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение
1. Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Существуют различные виды механического движения. Если все точки тела движутся одинаково и любая прямая, проведённая в теле, при его движении остаётся параллельной самой себе, то такое движение называется поступательным (рис. 1).
Точки вращающегося колеса описывают окружности относительно оси этого колеса. Колесо как целое и все его точки совершают вращательное движение (рис. 2).
Если тело, например шарик, подвешенный на нити, отклоняется от вертикального положения то в одну, то в другую сторону, то его движение является колебательным (рис. 3).
9. Решают две задачи. 1. Рассчитывают скорость движения поезда между двумя станциями. 2. Определяют силу трения, действующую на поезд. При решении какой задачи поезд можно считать материальной точкой?
1) только первой
2) только второй
3) и первой, и второй
4) ни первой, ни второй
10. Точка обода колеса при движении велосипеда описывает половину окружности радиуса R. Чему равны при этом путь I и модуль перемещения s точки обода?
11. Установите соответствие между элементами знаний в левом столбце и понятиями в правом столбце. В таблице под номером элемента знаний левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами понятия правого столбца.
12. Установите соответствие между величинами в левом столбце и характером величины в правом столбце. В таблице под номером элемента знаний левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами понятия правого столбца.
5. Ниже приведён пример решения основной задачи кинематики — определения положения тела в некоторый момент времени.
Задача. Два автомобиля движутся навстречу друг другу равномерно и прямолинейно: один со скоростью 15 м/с, другой — со скоростью 12 м/с. Определите время и место встречи автомобилей, если в начальный момент времени расстояние между ними равно 270 м.
При решении задачи целесообразно придерживаться следующей последовательности действий: 1. Кратко записать условие задачи.
2. Проанализировать ситуацию, описанную в условии задачи:
— выяснить, можно ли принять движущиеся тела за материальные точки;
— сделать рисунок, изобразив на нём векторы скорости;
— выбрать систему отсчёта — тело отсчёта, направления координатных осей, начало отсчёта координат, начало отсчёта времени; записать начальные условия (значения координат в начальный момент времени) для каждого тела.
1. Записать в общем виде уравнение движения в векторной форме и для проекций на координатные оси.
2. Записать уравнение движения для каждого тела с учётом начальных условий и знаков проекций скорости.
3. Решить задачу в общем виде.
4. Подставить в формулу значения величин и выполнить вычисления.
5. Проанализировать ответ.
Применим эту последовательность действий к приведённой выше задаче.
Записанная формула определяет среднюю скорость как векторную величину. В практических целях этой формулой можно воспользоваться для определения модуля средней скорости лишь в том случае, когда тело движется вдоль прямой в одну сторону. Если же нужно определить среднюю скорость движения автомобиля от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно, чтобы рассчитать расход бензина, то эту формулу применить нельзя, поскольку перемещение в этом случае равно нулю и средняя скорость тоже равна нулю. Поэтому на практике при определении средней скорости пользуются величиной, равной отношению пути I ко времени t, за которое этот путь пройден: vcp = |. Эта скорость обычно называется средней путевой скоростью.
2. Важно, что, зная среднюю скорость неравномерного движения на каком-либо участке траектории, нельзя определить положение тела на этой траектории в любой момент времени. Например, если средняя скорость движения автомобиля за 2 часа 50 км/ч, то мы не можем сказать, где он находился через 0,5 часа от начала движения, через 1 час, 1,5 часа и т.п., поскольку он мог первые полчаса двигаться со скоростью 80 км/ч, затем какое-то время стоять, а какое-то время ехать в пробке со скоростью 20 км/ч.
3. Двигаясь по траектории, тело проходит последовательно все её точки. В каждой точке траектории оно находится в определённые моменты времени и имеет какую-то скорость.
10. Формулу перемещения тела при равноускоренном движении можно получить, используя график зависимости проекции скорости этого движения от времени (рис. 22).
Выделим на графике малый участок аЪ и опустим перпендикуляры из точек а и b на ось абсцисс. Если промежуток времени At, соответствующий участку cd на оси абсцисс мал, то можно считать, что скорость в течение этого промежутка времени не изменяется и тело движется равномерно. В этом случае фигура cabd мало отличается от прямоугольника и её площадь численно равна проекции перемещения тела за время, соответствующее отрезку cd.
На такие полоски можно разбить всю фигуру ОАВС, и её площадь равна сумме площадей всех полосок. Следовательно, проекция перемещения тела за время t численно равна площади трапеции ОАВС. Площадь трапеции равна произведению полусуммы её оснований на высоту:
2. Автомобиль, начав двигаться из состояния покоя по прямолинейной дороге, за 10 с приобрёл скорость 20 м/с. Чему равно ускорение автомобиля?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов