ЕГЭ 2019. Физика. Задания, ответы, комментарии. Зорин Н.И.

Издание содержит задания разных типов по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по физике, а также решение задач повышенного уровня сложности. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по физике, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.

ЕГЭ 2019. Физика. Задания, ответы, комментарии. Зорин Н.И.

ЕГЭ 2019. Физика. Задания, ответы, комментарии. Зорин Н.И.

Данное пособие подготовлено на основе большого практического опыта, накопленного автором при работе с абитуриентами, при подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ, что позволило выявить наиболее сложные для понимания школьниками вопросы физики.
Главное внимание уделено важнейшим физическим явлениям и физическим законам. Нельзя дать рецепта для решения всех задач по физике, можно только научить грамотному подходу к задаче, который позволит найти ее решение. В пособии предложены основные формулы по всем разделам физики, что поможет ориентироваться при решении задач. К каждому разделу приводятся примеры решения заданий с кратким и развернутым ответом разного уровня сложности. Подробно разбираются задачи, которые наиболее часто встречаются на экзаменах. Предлагается самостоятельно решить задание и сравнить с предложенным решением.
• В задачах по механике на рисунке необходимо показать все данные в задании параметры: силы, скорости, ускорения, направления движения или вращения тел, реакции связей, направления сил (силы трения скольжения, например), возникающих в процессе движения тел, и т.д.
• В задачах по термодинамике необходимо указать на графиках процессов температуру в разных точках процессов, выделить участки, на которых подводится и отводится тепло, графически указать работу, совершаемую в процессе (вы знаете, что это площадь под графиком в координатах P-V).
• В задачах по электродинамике указать знаки зарядов, направление силовых линий, знаки зарядов на обкладках конденсаторов, направление токов в цепях и направление сторонних сил в источниках ЭДС.
• Если речь идет об оптике, то аккуратно изобразить ход лучей в оптических системах, положение фокусов, при необходимости построить изображение предмета.
Решение задач по физике требует пояснений. Оно сопровождается неким текстом, в котором необходимо по ходу решения указать, какие явления рассматриваются в этой задаче, основываясь на каких законах строится ее решение. После этого, например в задачах по механике, записываются уравнения движения тел (второй закон Ньютона) в векторной форме. В случае необходимости выбирается система координат и записываются уравнения движения в проекциях на оси координат. В результате получается система уравнений, решение которой приводит к ответу. Желательно проверить полученную формулу по наименованию. Подставить числовые значения, если необходимо, и получить числовой ответ, указав наименование искомой величины. Если нет специальных указаний, результат записывается в единицах СИ. Закончить решение задачи необходимо словом «Ответ», привести его в виде конечной формулы и отдельно в виде числа с указанием наименования.
5. Тело падает с высоты 100 м без начальной скорости. За какое время тело проходит первый и последний метры своего пути?
Какой путь проходит тело за первую, за последнюю секунду своего движения?
Решение
7. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью v0. Когда оно достигло высшей точки пути, из того же начального пункта с той же скоростью v0 брошено второе тело. На какой высоте h от начального пункта они встретятся?
Решение
КИНЕМАТИКА
Щель образована двумя отвесными параллельными стенками, находящимися на расстоянии d = 5 см друг от друга. Скорость v перпендикулярна к стенкам. Глубина щели H = 1 м. Сколько раз тело ударится о стенки, прежде чем упадет на дно? Удар о стенку считать абсолютно упругим.
Решение
Будем исходить из принципа независимости движений: двигаясь между ударами о стенки в горизонтальном направлении со скоростью v, небольшое тело одновременно падает вниз с ускорением g (без начальной скорости).
Отсчет времени начнем с момента начала движения тела между стенками. Высота стенок Н связана со временем падения тела на дно следующим соотношением:
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. Парашютист опускается вертикально вниз с постоянной скоростью v = 7 м/с. Когда он находится на высоте h = 160 м, у него из кармана выпадает зажигалка. Определите время падения зажигалки на землю.
Ответ:
2. С какой скоростью удаляются друг от друга два автомобиля, разъезжаясь от перекрестка по взаимно перпендикулярным дорогам со скоростями 40 км/ч и 30 км/ч?
Ответ:
3. При разгоне из состояния покоя автомобиль приобрел скорость 12 м/с, проехав 36 м. Ускорение автомобиля постоянно. Определите скорость автомобиля через 5 c после старта.
Ответ:
4. Мяч брошен с начальной скоростью 30 м/с. Определите время всего полета мяча при угле бросания a=45°.
Ответ:
21
5. Камень брошен с башни с начальной скоростью 8 м/с в горизонтальном направлении. Определите время, когда его скорость станет по модулю равной 10 м/с.
Ответ:
6. Материальная точка движется с постоянной скоростью по окружности радиуса R.
Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины, если частота вращения точки уменьшится? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
6. Невесомый блок на вершине двух наклонных плоскостей, составляющихся с горизонтом углы 30° и 45°. Гири А и В массой 1 кг каждая соединены нитью перекинутой через блок. Найти ускорение, с которым движутся гири, и силу натяжения нити. Считать нить невесомой и нерастяжимой, трением пренебречь.
Решение
Из предположения, что массы нити и блока равны нулю, а нить нерастяжима, следует, что силы натяжения нити на каждом ее участке одинаковы и ускорения обоих грузов равны по абсолютному значению:
ЕГЭ. ФИЗИКА. СДАЕМ БЕЗ ПРОБЛЕМ
9. На одном конце веревки, переброшенной через невесомый блок, находится груз массой m, на другом — обезьяна массой 3m. Обезьяна поднимается по веревке с ускорением аотн относительно веревки. Найдите ее ускорение аа6с в неподвижной системе отсчета, связанной с поверхностью Земли.
Решение
Уравнение второго закона Ньютона для груза имеет вид Т- mg=ma, где Т — сила натяжения веревки; a — переносное ускорение системы груз — веревка.
Для обезьяны уравнение второго закона Ньютона следующее: Т- 3mg = 3m (aOTH — a), так как ускорение а направлено навстречу ускорению
12. Брусок движется равномерно вверх по поверхности наклонной плоскости. Установите для силы трения соответствие между параметрами силы, перечисленными в первом столбце таблицы и свойствами вектора силы:
1) перпендикулярно поверхности наклонной плоскости
2)вертикально вниз
3) против направления вектора скорости
4) вертикально вверх
ЕГЭ. ФИЗИКА. СДАЕМ БЕЗ ПРОБЛЕМ
5) обратно пропорционален площади поверхности бруска
6) пропорционален силе нормального давления
7) обратно пропорционален силе нормального давления
Направление вектора Модуль вектора
13. Грузик привязан к длинной нити и вращается по окружности с постоянной по модулю скоростью (см. рис.) Угол отклонения нити от вертикали уменьшили с 45° до 30°. Как изменились при этом следующие величины: сила натяжения нити, центростремительное ускорение грузика и модуль скорости его движения по окружности?
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Сила натяжения нити Центростремительное ускорение Модуль скорости его движения по окружности
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С КРАТКИМ И РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
1. Однородный стержень с прикрепленным на одном из его концов грузом массы m = 1,2 кг находится в равновесии в горизонтальном положении, если его подпереть на расстоянии 1/5 длины стержня от груза. Найти массу стержня М.
Решение
Равенство моментов сил тяжести относительно оси, проходящей через точку опоры (см. рис.), приводит к уравнению mgl/5=Mg (l/2 — l/5), где l — длина стержня; отсюда M = 2m/3 = 0,8 кг.
2. Однородный ящик, имеющий форму куба, опирается одним ребром на пол, другим — на вертикальную стену. Коэффициент трения между полом и ящиком, а также между ящиком и стеной равен ц. При каких значениях угла между полом и гранью ящика возможно его равновесие?
Решение
Это задача на статику твердого тела, не имеющего закрепленной оси вращения.
Делаем чертеж (см. рис.) и, полагая ребро куба равным l, расставляем приложенные к нему силы. Со сторо-

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов