Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы. Котова

Настоящее пособие предназначено для обеспечения учебного процесса с обучающимися 10-11 классов, имеющими разный уровень подготовки по обществознанию. Использование пособия позволит повысить эффективность изучения курса и качество обществоведческой подготовки обучающихся.
В методическом пособии приведено поурочное календарное планирование работы на учебный год, дана краткая характеристика экзаменационной работы, общие методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные разработки в рамках тематических модулей, которые построены в соответствии с логикой экзаменационной работы. Пособие адресовано педагогам.

Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы. Котова

Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы. Котова

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА
• Что изучает экономика
• Экономические системы
• Спрос и предложение
• Конкуренция и её виды
• Экономика фирмы
• Роль государства в экономике
• Инфляция
• Банковская система
• Как развивается экономика
• Итоговое повторение по теме «Экономика»
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА
На уроке изучаются
Экономика и экономическая наука; даровые и экономические блага; факторы производства и факторные доходы.
Повторение
Рекомендуем убедиться в том, что обучающиеся понимают смысл понятий «потребности», «экономическая сфера общества».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1) Понятие «экономика»
Актуализировав знания обучающихся о потребностях и экономической сфере, подчеркнём, что одна из задач экономики — удовлетворение материальных потребностей людей (потребностей в пище и воде, одежде и жилье, безопасности, лечении при заболеваниях). Можно предложить обучающимся привести примеры таких потребностей.
Потребности человека и общества постоянно растут, появляются новые, растёт и население Земли, а ресурсы для производства экономических благ ограниченны. Главная экономическая проблема — как наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1) Основные вопросы экономики
Рекомендуем начать с обозначения основных (главных) вопросов экономики.
Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на основные (главные) вопросы экономики:
Что и в каком количестве производить? (Какие товары будут пользоваться спросом у потребителей?)
Как производить? (Какую технологию и оборудование предпочесть?)
Для кого производить? Как распределять произведённые товары и услуги?
Целесообразно предложить обучающимся объяснить, почему именно эти вопросы называют основными вопросами экономики. Другой вариант задания: объяснить, почему экономическая деятельность не может быть успешной без решения этих вопросов.
2) Собственность
Более подробно этот вопрос освещается при изучении темы «Право».
Важно, чтобы обучающиеся уяснили связь собственности с ограниченностью факторов производства.
Целесообразно предложить обучающимся самостоятельно раскрыть смысл понятия «собственность» и, обобщая (а при необходимости корректируя) их ответы, сказать, что собственностью называют принадлежность вещей, факторов и продуктов производства какому-либо человеку, группе лиц, организации. Права собственности реализуются во владении, пользовании и распоряжении имуществом (правомочия собственника).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Для закрепления изученного рекомендуем использовать рубрику пособия для обучающихся «ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. Какие вопросы называют основными вопросами экономики?
2. Каков экономический смысл понятия «собственность»? Каковы правомочия собственника?
3. Что такое экономическая система?
4. Что свойственно традиционной экономике? Что характерно для командной (плановой) экономики? Что отличает рыночную экономику от других типов экономических систем?
5. Почему в современном мире наибольшее распространение получила смешанная экономика?
6. Что такое рынок?
7. Каковы основные функции рынка?
Для закрепления изученного рекомендуем использовать рубрику пособия для обучающихся «ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. Что называют спросом? Как формулируется закон спроса?
2. Какие факторы влияют на формирование/изменение спроса?
3. Что такое сезонность спроса?
4. Что называют предложением? Как формулируется закон предложения?
5. Какие факторы влияют на формирование/изменение предложения?
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Для тренировки используются задания из пособия для обучающихся (рубрика «ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ»),
Задания, подобные заданиям 1-5 пособия для обучающихся, представлены в каждом варианте экзаменационной работы. Рекомендуем выполнить задание 1 фронтально по следующему алгоритму:
— Внимательно проанализируйте условие задания. Обратите внимание, о чём идёт речь: об изменении спроса или предложения. (Порой именно невнимательность в этом пункте влечёт ошибочное выполнение задания.)
— Определите, увеличился или сократился спрос/предложение.
— Проанализируйте предложенные варианты ответа, соотнося их с изменением спроса/ предложения (может ли этот фактор вызвать такое изменение спроса/ предложения?).
Для закрепления изученного рекомендуем использовать рубрику пособия для обучающихся «ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие конкуренции?
2. Какие черты характеризуют рынок чистой (совершенной) конкуренции?
3. Что отличает рынок монополистической конкуренции от других типов конкурентных рынков?
4. Что характерно для рынка олигополии?
5. Какой рынок называется монополией? С чем связано существование естественных монополий?
6. Какие антимонопольные меры может принять государство? ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Что такое фирма? Какие вопросы необходимо решить, чтобы открыть свою фирму?
2. Что такое выручка, издержки, прибыль фирмы?
3. В чём различие внешних и внутренних издержек фирмы? Какие издержки относят к внешним, а какие — к внутренним?
4. В чём различие постоянных и переменных издержек? Какие издержки относят к постоянным, а какие — к переменным?
5. Каковы основные источники финансирования бизнеса?
2) Налоги
Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов с граждан и организаций.
Раскрывая смысл понятия «налог», подчёркиваем, что это платёж:
— взимаемый с организаций и физических лиц;
— в форме отчуждения денежных средств;
— обязательный (безусловный для исполнения, непременный);
— индивидуально безвозмездный (выплачивается каждым налогоплательщиком индивидуально (исходя из его доходов) и эта сумма обратно ему не возвращается).
Различают следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Каковы важнейшие цели экономической политики государства?
2. Какие товары и услуги называют общественными благами?
3. Что такое налог? Каковы основные функции налогов?
4. Что отличает прямые налоги от косвенных?
5. Что такое государственный бюджет? Из каких двух частей он состоит?
6. Что характеризует мировую экономику?
7. Чем политика либерализации экономической жизни отличается от политики протекционизма?
8. От чего зависит курс национальной валюты?
Для закрепления используйте рубрику пособия для обучающихся «ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «инфляция»? Каковы основные причины инфляции?
2. Какие виды инфляции и по каким основаниям различают экономисты?
3. В чём заключается опасность высокой инфляции? Какие меры по борьбе с высокой инфляцией может применять государство?
4. Что такое безработица? Какие виды безработицы различают учёные?
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
На уроке изучаются
Банки и банковская система; функции центрального банка и коммерческих банков; виды ценных бумаг.
Повторение
Рекомендуем убедиться в том, что обучающиеся понимают смысл таких понятий, как «резервы», «сбережения», «лицензия», «вклад», «кредит», «инвестор».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1) Банки и банковская система
Рекомендуем раскрывать смысл понятия «банк», привлекая личный социальный опыт обучающихся (им могут быть предложены вопросы: что такое банк? В каких случаях люди обращаются в банк?). Обобщая их ответы, предлагаем следующее определение: банк — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
В большинстве развитых стран мира принята двухуровневая национальная банковская система: центральный банк и коммерческие банки; также могут действовать международные банки.
Кратко характеризуем функции центрального банка и коммерческих банков.
Центральный банк — национальный банк, осуществляющий монопольную эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны. В России это Банк России (Центральный банк РФ). Он независим от органов исполнительной власти, но подотчётен законодательной власти.
Для закрепления изученного рекомендуем использовать рубрику пособия для обучающихся «ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. Что называют банком?
2. Каковы функции Центрального банка?
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
15
3. Каковы основные функции коммерческих банков?
4. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «ценная бумага»?
5. В чём заключается сходство, а в чём — различия акции и облигации?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «факторы производства»? Чем ограничен каждый из факторов производства?
2. Что такое экономическая система?
3. Что отличает рыночную экономику от других экономических систем?
4. Какие черты характеризуют рынок чистой (совершенной) конкуренции?
5. Что отличает рынок олигополии от других типов конкурентных рынков?
6. Чем постоянные издержки отличаются от переменных?
7. Что такое налог? Каковы функции налогов?
8. Что отличает прямые налоги от косвенных?
9. Как могут соотноситься доходы и расходы государственного бюджета?
10. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «инфляция»? Каковы основные причины инфляции?
11. Что такое безработица? Какие виды безработицы различают учёные?
12. Что называют банком? В чём заключается отличие функций центрального банка от функций коммерческих банков?
13. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «ценная бумага»?
14. Какие факторы экономического роста относят к интенсивным, а какие — к экстенсивным?
15. Что такое международное разделение труда?
11. На графике отражено изменение спроса на трудовые услуги строителей на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D,. (На графике Р — цена; О — количество услуг.)
Какие из перечисленных факторов могли вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) начало строительства нескольких многоквартирных домов
2) кризис на рынке недвижимости
3) автоматизация многих производственных процессов в строительстве
4) стремление горожан жить в многоквартирных домах
5) рост доходов населения
Ответ: 23.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов