Я сдам ЕГЭ! Литература. Практикум и диагностика. Зинин С.А., Беляева А.А. и др

В пособии представлены тематические модули, составленные в соответствии с предъявлением заданий в экзаменационной работе, содержится отдельный модуль с диагностическими работами в формате ЕГЭ. Пособие адресовано педагогам, школьникам и их родителям для проверки/самопроверки достижения требований образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников. Учебное пособие предназначено для подготовки обучающихся 10 – 11 классов к государственной итоговой аттестации. Последовательность уроков предъявлена в логике экзаменационной работы по литературе на основе модульного принципа.
Модульный курс «Я сдам ЕГЭ!» создан Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает методическое пособие «Методика подготовки. Ключи и ответы» и учебное пособие «Практикум и диагностика».

Я сдам ЕГЭ! Литература. Практикум и диагностика. Зинин С.А., Беляева А.А. и др
5 (100%) 1 vote[s]

Я сдам ЕГЭ! Литература. Практикум и диагностика. Зинин С.А., Беляева А.А. и др.

Я сдам ЕГЭ! Литература. Практикум и диагностика. Зинин С.А., Беляева А.А. и др.

РАБОТА ДОМА
Я выполняю задание ЕГЭ
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» и дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос:
Можно ли сказать, что стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» о природном явлении (грозе) оказывается ещё и размышлением о человеке?
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам.
Задание 1. Прочитайте ответ выпускника на приведённый выше вопрос к стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» и оцените его на основе критериев.
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» не только о природе, но ещё и о человеке, о том, как он воспринимает происходящее в природе. Природа у поэта всегда живой организм, она наделяется человеческими качествами (весенний гром резвится и играет, грому вторит «поток проворный» и «гам лесной»).
Проверьте себя, познакомившись с комментарием и оценкой эксперта.
Комментарий эксперта
Оценка: 4 балла (К1 — 3 б., К2 — 1 б.).
Выпускник выдвигает тезис о том, что стихотворение посвящено не только природе, но и человеку, и обосновывает его несколькими аргументами: «природа у поэта всегда живой организм», «человек её равноправная часть», «его глазами мы видим весеннюю грозу». Все аргументы подкреплены отсылками к тексту стихотворения. Фактические и речевые ошибки в ответе отсутствуют.
Задание 2. Я выполняю задание ЕГЭ
Прочитайте фрагмент из стихотворения С. А. Есенина «Русь» и ответьте письменно на вопрос: Почему в стихотворении С. А. Есенина родина названа «кроткой»1?
РУСЬ
Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.
Задание 3. Познакомьтесь с ответами выпускников на этот вопрос и комментарием эксперта. Вариант ответа 1
Сергей Есенин — поэт, посвятивший множество произведений Родине. В стихотворении «Русь» подчёркивается любовь автора к Руси, матушке-Родине, где человек чувствует себя свободным среди необъятных полей, звёздного неба... В данном стихотворении присутствует связь человека с природой, которая не требует ничего взамен, где нет места страху, власти, «не причудится смерть и тюрьма». Русь кроткая, потому что она проста, но эта простота употреблена в значении душевности, тепла, уюта, кротости, красоты — «припаду к лапоточкам берестяным».
Вариант ответа 2
Есенин — поэт, чья лирика основана на любви к родине. У этого классика пейзажная лирика неразрывно связана с патриотической. В стихотворении «Русь» родина «кроткая» и «милая», она не просит внимания, не настаивает на любви. Родина спокойно трудится («Мир вам, грабли, коса и соха!»). Есенин любит Россию, печальную и несгибаемую, весёлую. Нелёгкая судьба родной страны вызывает у поэта веру в лучшее будущее («Я хочу верить в лучшее с бабами»), спокойствие («За сохою... Таким образом, кротость Руси, по мнению поэта, выражается в её необычайном нраве, который греет душу не только автору строк, но читателю данного творения.
Проанализируйте ответ 2, опираясь на следующие вопросы:
1. Понимает ли выпускник смысл слова «кроткая»?
2. Вычлените в ответе все элементы текста, которые содержат прямой ответ на вопрос задания, прочитайте их подряд. Даёт ли выпускник ответ на вопрос?
3. Какие аргументы он приводит, чтобы обосновать свой ответ?
4. Опирается ли выпускник для аргументации на текст стихотворения?
5. Какие речевые ошибки допущены в работе?
Отредактируйте один из ответов по вашему выбору.
РАБОТА ДОМА
Используя опыт анализа и проверки ответов других учащихся, отредактируйте свой ответ на вопрос к
стихотворению «Русь» С. А. Есенина.
Урок 31. Контрольная работа. Анализ лирического произведения
ВАРИАНТ 1
I Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1—6.
* * *
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придёт желанная пора:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
Дайте прямой связный ответ на вопрос задания 6 (примерный объём — 5—10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
6 Как в приведённом стихотворении раскрывается тема свободы?
ВАРИАНТ 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1—6.
МОРЕ
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далёкое светлое небо к себе?..
Ответом к заданиям 1—5 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр
1 Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».
Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»? Ответ:___
В начале стихотворения лирический герой обращается к морю с вопросами, на которые пытается ответить сам. Как называются подобные вопросы?
Дайте прямой связный ответ на вопрос задания 6 (примерный объём — 5—10 предложений). Учитывайте авторскую позицию. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
6 Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
МОДУЛЬ 6. ЗАДАНИЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА К ФРАГМЕНТУ ЭПИЧЕСКОГО, ЛИРО-ЭПИЧЕСКОГО, ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Урок 32. Особенности выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа
Основные понятия
литературные роды: эпос, лирика, драма, лироэпос; авторская позиция, тезис, аргумент, контекст, анализ текста, проблема, герой; фактические ошибки
Задание 1. Познакомьтесь с критериями оценивания заданий на сопоставление, требующих написания развёрнутого ответа.
Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5—10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может дать ответ в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может дать достаточно полный ответ в меньшем объёме).
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном примере допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л. Н. Толстой и А. К. Толстой, В. Л. и А. С. Пушкины).
Критерий Баллы
Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов
а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения И убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют 4
б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно) 3
Задание 3. Познакомьтесь с работой учащегося и с оценкой этой работы экспертом.
Вопрос. В каких произведениях русской литературы изображаются «природные», «естественные» люди и в чём с ними можно сравнить Изергиль из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
Человек, выросший на лоне природы и проведший всю жизнь в непосредственной близости к ней, имеет с ней тесную связь. Именно в такой взаимосвязи с миром природы находится героиня повести А. И. Куприна «Олеся». Как и героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», Олеся выросла вне города, вне цивилизации. Природные стихии воплотились в характерах героинь А. И. Куприна и М. Горького. Сходны они и тем, что идут против мнения общества, против его правил. И Олеся, и Изергиль подчиняются только собственным чувствам, интуиции, своему выбору.
Задание 1. Прочитайте предложенный для анализа фрагмент.
Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Задание 2. Ответьте на вопросы к фрагменту:
1. Чего ожидал Андрей Болконский от участия в австрийской кампании?
2. С какими чувствами герой отправился на войну?
3. Когда и в связи с чем в сознании героя произошло переосмысление жизненных ценностей?
4. Как проявил себя князь Андрей во время Аустерлицкого сражения?
5. Какие чувства Болконский испытывал к Наполеону? Кем для героя был французский император?
6. Почему князь отказывается говорить с Наполеоном? Изменилось ли его отношение к императору? Каким он его теперь видит?
7. Какие чувства вызвал у князя Андрея образок, подаренный его сестрой? Меняется ли его отношение к сестре и её подарку?
8. О чём он мечтает в бреду и что его тревожит?
9. Что такое для князя «высокое, справедливое, доброе небо»? Что понял князь, получив ранение?
10. Можем ли мы утверждать, что князь Болконский пережил духовный кризис и обрёл новое видение мира и людей? В чём оно состояло?
Письменно ответьте на вопрос:
Почему князь Андрей Болконский отказался отвечать на вопросы Наполеона?
Урок 34. Задания сопоставительного характера к фрагменту
эпического произведения (Л. Н. Толстой. «Война и мир»). Продолжение
Задание 1. Запишите в тетради имена героев русской литературы, которые, подобно князю Андрею, изменили свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений.
Задание 2. Составьте сопоставительную таблицу:
Базаров и Болконский; Раскольников и Болконский. Какие события в жизни Базарова и Раскольникова повлияли на них настолько сильно, что изменили их взгляды на жизнь? Что объединяет героев, а что их различает?
Задание 3. Работа в парах
Разделитесь на пары и подготовьте устный ответ на вопросы.
Базаров и Болконский; Раскольников и Болконский. С чем связана трансформация их жизненных взглядов?
Задание 4. Я выполняю задание ЕГЭ
Дайте связный письменный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений:
В каких произведениях русской литературы герои пережили события, изменившие их судьбу, и в чём с ними можно сопоставить Андрея Болконского?
Задание 2. Ответьте на вопросы к фрагменту:
1. О каком историческом сражении идёт речь в приведённом фрагменте?
2. К какому художественному приёму прибегает J1. Н. Толстой, подчёркивая неразбериху во время начавшегося сражения: «Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали», «трудно было остановить эту толпу», «войска бежали такою густою толпою, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из неё выбраться»?
3. В приведённом фрагменте упоминается о смотре австрийских и русских войск двумя императорами («пять минут назад войска проходили мимо императоров»). Однако от «чувства самозабвения, гордого сознания могущества», которое испытывали войска, вскоре не остаётся и следа. Как называется такое резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?
4. Какое средство создания образов героев, основанное на описании их внешности, использует автор: «Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас», «Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий», «все были бледны»?
5. Что видит князь Андрей и какие чувства вызывает у него увиденное?
6. Почему недавнее торжество и смотр войск сменились хаосом?
7. Как проявляется в данном фрагменте авторская позиция?
Задание 3. Ответьте письменно на вопрос: «Раны не здесь, а вот где! — сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих». Как вы понимаете слова Кутузова?
Задание 4. Подумайте и запишите в тетради названия произведений, в которых описываются массовые сцены. Вспомните, в каких произведениях изображались реальные исторические деятели.
Задание 5. Я выполняю задание ЕГЭ
Разделите класс на две группы и дайте связный письменный ответ на два предложенных вопроса в объёме 5—10 предложений. После написания работы поменяйтесь тетрадями и сначала обсудите написанные ответы в парах, а потом разберите их в классе.
1. Укажите произведения русской классики, в которых изображаются исторические персонажи. В чём их можно сопоставить с Кутузовым?
2. В каких произведениях русской литературы есть описания массовых народных сцен и в чём их можно сопоставить с предложенным для анализа фрагментом «Войны и мира»?
Самостоятельно выполните задание по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». При написании ответа
обратите внимание на следующие вопросы:
1. Какие сцены народной жизни описаны в романе-эпопее?
2. Что такое народный характер?
3. Каким предстаёт Прокофий Мелехов в предложенном фрагменте?
4. В каких ещё произведениях описаны сцены народной жизни и представлены яркие народные характеры?
5. Сопоставьте характеры этих героев с характером Прокофия Мелехова. Что роднит героев и в чём
они отличаются друг от друга?
Урок 37. Задания сопоставительного характера к фрагменту драматического произведения (М. Горький. «На дне». А. П. Чехов. «Вишнёвый сад»)

[свернуть]

Похожие страницы