Полезное обществознание. Пособие для подготовки к ГИА. Васильченко О.В. и др.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ОГЭ и ЕГЭ. Подходит в том числе и для малокомплектных школ. В наше пособие в полном объёме включён материал курса обществознания, знание которого проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме, соответствует школьной программе 6-11 классов. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ОГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы. В конце книги представлены ответы к тестам.

[kkstarratings]

Полезное обществознание. Пособие для подготовки к ГИА. Васильченко О.В. и др.

Полезное обществознание. Пособие для подготовки к ГИА. Васильченко О.В. и др.

Межнациональный конфликт — это крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.
Причины конфликтов
♦ Спорные территории;
♦ Изгнание народа со своей территории или возвращение депортированного народа на свою историческую родину;
♦ Произвольное изменение административных границ;
♦ Насильственное включение территории народа в соседнее государство;
♦ Отсутствие у народа национальной государственности и его расчленение;
♦ Притеснение этическим большинством этнического меньшинства.
Решение конфликтов
♦ Отказ от насилия и кровопролития в межнациональных отношениях;
♦ Отказ меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне,
в ведении иностранных дел, в борьбе с организационной преступностью;
♦ Создание национально-территориальной автономии и культурно-национальной автономии;
♦ Признание приоритета прав личности над правами государства и нации, т. е. обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности;
♦ Развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями;
♦ Участие третьей стороны в преодолении конфликтных ситуаций.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Структура общества представлена совокупностью социальных групп и общностей в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?
1) тюменцы
3) женщины
2) военные
4) якуты
Раздел IV
13. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В стране Z произошли столкновения граждан на почве межнациональных конфликтов.
(Б) Опрос граждан показал, что основными причинами конфликтов являются тяжёлая социально-экономическая ситуация в стране и возникшее у некоторых этнических групп чувство ущемлённости своих интересов.
(В) Правительству страны Z следует принять срочные меры по стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Тип семьи по составу:
♦ Малая, или нуклеарная семья, т. е. состоящая из супругов;
♦ Полная семья это семья включающая обоих родителей и детей;
♦ Неполная семья — та, в которой отсутствует один из родителей;
♦ Расширенная семья, т. е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в браке;
♦ Сложная, или составная семья, т. е. состоящая из двух или более супружеских пар. В том числе большая патриархальная братская семья.
Государственная семейная политика включает
♦ Пособия и финансовые льготы;
♦ Отпуска для родителей по уходу за маленькими и больными детьми;
♦ Создание дошкольных детских учреждений;
♦ Различный режим рабочего дня для нужд семьи;
♦ Включение времени ухода за детьми в трудовой стаж;
♦ Поддержка усыновления сирот;
♦ Стимулирование многодетности или низкой рождаемости и другое.
Семейные отношения — это особая разновидность родственных отношений.
3. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?
4. Семья любого типа характеризуется
1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщин
2) экономической зависимостью женщины от мужчины
3) справедливым распределением домашних обязанностей
4) наличием домашнего хозяйства, общего быта
5. Семья М. состоит из супружеской пары с двумя детьми. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. Роль лидера в семье
8. На вопрос журналистов о том, чем является для него семья, известный артист ответил: «Семья — это место, где я всегда чувствую себя защищённым». Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?
1) Семья заботится о поддержании физического здоровья своих членов.
2) Семья создаёт благоприятный психологический и эмоциональный климат.
3) Семья участвует в социализации подрастающего поколения.
4) Семья осуществляет первичный социальный контроль поведения своих членов.
1) нуклеарная
2) авторитарная
3) демократическая
4) матриархальная
Социализация личности
9. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
3) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
4) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
А. Согласно Трудовому кодексу РФ, заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Б. В организациях кинематографии, театрах допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
11. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена?
1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.
2) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов.
3) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.
4) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.
Социализация личности
18. Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
A) Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания РФ.
1) гражданин Б) 15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером.
2) работник
B) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник
3) потребитель для воспитанников детского дома.
Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат.
Д) Иван безвозмездно участвует в организации избирательной компании политической партии.
Тема 29. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Норма (лат.) — это правило, образец.
Социальные нормы — это правила, предписанные и соотносимые с ними эталоны, образцы поведения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) отражение воли государства
2) регулирование жизни общества
3) закрепление в официальных государственных документах
4) установление правил поведения
13. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) фиксируются в законах и подзаконных актах
Б) регулируют общественные отношения
B) охраняются силой государства
Г) отражают, прежде всего, общественное мнение
Д) поведение оценивается с позиций добра и зла
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2)правовые
3) и моральные, и правовые
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину в случайном влиянии «плохой компании».
Социализация личности
2) Наибольшие доли опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека.
3) Доля тех, кто видит генетические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.
4) Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
5) Доля тех, кто считает, что социальные условия определяют отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов