ОГЭ 2019. Физика. Справочник. Степанова Г.Н., Лебедева И.Ю.

Пособив предназначено для подготовки к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по физике. Оно поможет систематизировать знания по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах, выносимых на итоговую аттестацию, а также правильно выстроить стратегию и тактику подготовки к ОГЭ. Пособие составлено с учётом специфики основных учебных программ по предмету и содержит краткий теоретический курс основного общего образования, представленный на основе кодификатора, разработанного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

ОГЭ 2019. Физика. Справочник. Степанова Г.Н., Лебедева И.Ю.

ОГЭ 2019. Физика. Справочник. Степанова Г.Н., Лебедева И.Ю.

Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их работы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
A) генератор электрического тока
Б) электрический двигатель
B) электромагнитное реле
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) взаимодействие постоянных магнитов
2) взаимодействие проводников с током
3) возникновение электрического тока в проводнике при его движении в магнитном поле
4) магнитное действие проводника с током
5) действие магнитного поля на проводник с током
Генератор электрического тока преобразует в электрическую энергию другие виды энергии (механическую, тепловую). Ключевые слова — электрический ток, его возникновение, позиция 3.
Электрический двигатель, напротив, потребляет электрическую энергию из сети (возникает ток в обмотке) и преобразует её в механическую энергию. Ключевые слова — действие на электрический ток магнитного поля, позиция 5. Электромагнитное реле — устройство для автоматического включения или размыкания электрической цепи. Реле «срабатывает», приводит в движение «ключ» или «якорь», когда, например, ток в цепи появляется. Ключевые слова — магнитное действие тока, позиция 4.
Ответ:
ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ДВУХ ВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ
Задания 9 и 19 в контрольных измерительных материалах ОГЭ 2019 года представляют собой задания с множественным выбором: при их выполнении необходимо найти два верных утверждения из пяти предложенных в списке.
Ответ записывается в виде кода, состоящего из двух цифр — номеров выбранных вами ответов. В отличие от задания 1 последовательность цифр в ответе несущественна. Например, при выполнении задания вы выбрали второе (2) и пятое (5) утверждения, тогда код ответа может быть записан так: 25 или 52.
Это задание оценивается в 2 балла. Как и прежде, 2 балла выставляется, когда обе цифры в коде ответа правильные, 1 балл — если верна только одна (любая) цифра.
В заданиях могут быть представлены все темы школьного курса физики. Кроме того, к тексту этих заданий, как правило, прилагаются рисунки, таблицы данных, графики и другие наглядные способы представления информации. В них содержатся сведения, без которых задание не может быть выполнено правильно. Поэтому при выполнении этих заданий важно уметь правильно извлекать необходимую для выполнения задания информацию, а затем её интерпретировать. При этом в рассуждениях важно опираться именно на представленные в тексте задания сведения, независимо от того, что по этому поводу вы раньше где-то читали или слышали.
Из приведенных ниже выводов выберите два правильных и запишите их номера.
1) Обе линзы собирающие.
2) Радиус кривизны сферической поверхности первой линзы равен радиусу кривизны сферической поверхности второй линзы.
3) Фокусное расстояние первой линзы по модулю больше, чем второй.
4) Изображение предмета, созданное и той и другой линзой, всегда прямое.
5) Изображение предмета, созданное первой линзой, всегда мнимое, а созданное второй линзой — мнимое только в том случае, когда предмет находится между линзой и фокусом.
3) При охлаждении жидкости глубина погружения в неё ареометра увеличивается.
4) При увеличении количества дроби в ареометре глубина его погружения в жидкостях (1) и (2) увеличится.
5) Выталкивающая сила, действующая на ареометр в жидкости (1), меньше выталкивающей силы, действующей на ареометр в жидкости (2).
Пример 4. Тело движется по криволинейной траектории (см. рисунок), причём на участке АБ его скорость неизменна по модулю и равна 2 м/с, а на участке ВГ равна 4 м/с. Для радиусов кривизны траектории в точках 1, 2 и 3 выполняется соотношение
Используя текст и рисунок, выберите из предложенного перечня
два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Во всех точках участка АБ ускорение тела направлено перпендикулярно вектору скорости.
2) Во всех точках траектории ускорение тела направлено по касательной к траектории.
3) Центростремительное ускорение тела в точке 1 в 4 раза меньше центростремительного ускорения в точке 2.
4) В точке 3 центростремительное ускорение тела имеет наибольшее значение.
5) На участке БВ тело двигалось равномерно и прямолинейно.
Пример б. В два одинаковых цилиндрических сосуда налили равное количество воды и эфира, находящихся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что эфир испарился в несколько раз быстрее, чем вода.
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Процесс испарения воды можно наблюдать при комнатной температуре.
2) Скорость испарения жидкости растёт с увеличением её температуры.
3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.
5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.
В этом задании необходимо проверить справедливость утверждений, используя знания и умения, приобретённые на уроках физики. Рисунок в этом задании позволяет не только визуализировать конкретную ситуацию, но и правильно определить:
а) направление тока в проводнике по полюсам источника тока (от «+» к «—»);
б) направление линий магнитной индукции в промежутке между полюсами подковообразного постоянного магнита (выходят из северного полюса и входят в южный полюс);
в) является ли картина линий магнитного поля прямого проводника с током картиной однородного магнитного поля;
г) направление движения проводника с током в магнитном поле (правило левой руки);
д) как изменится сопротивление обмотки реостата, а значит, и сила тока в цепи, а значит, и сила Ампера, действующая на проводник с током, при изменении положения ползунка реостата.
Используя данные рисунков, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1) Частота ультразвука выше частоты инфразвука.
2) Из представленных животных наиболее широкий диапазон слышимых звуков имеет дельфин.
3) Диапазон слышимых звуков у собаки сдвинут в область инфразвука по сравнению с человеческим диапазоном.
4) Звуки с частотой 100 Гц услышит и волнистый попугай, и кошка.
5) Звуковой сигнал, имеющий в воздухе длину волны 3 м, услышат все представленные животные и человек. (Скорость звука в воздухе равна 340 м/с.)
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) В момент времени тела имели одинаковую по модулю скорость.
2) Момент времени t2 соответствует встрече двух тел.
3) В интервале времени от до t2 оба тела поменяли направление своей скорости на противоположное.
4) В момент времени /, оба тела двигались равномерно.
5) К моменту времени /, тела прошли одинаковые пути.
времени t2). Если вы, начиная работать с графиками, чётко зафиксируете факт, что по вертикальной оси отложена координата, то не ошибётесь: эта точка фиксирует место и время встречи этих тел.
Ошибочная ассоциация: в момент времени /, тела движутся в противоположных направлениях — направления разные, а модули (скорости) могут быть как одинаковыми, так и разными. В нашем случае они разные.
2. Третье утверждение можно выбрать, если «излом» графика ассоциируется с изменением «чего-то», а разбираться, что именно изменяется, не хочется (или очень спешите, или нет времени, или «почему бы и нет» и т. п.). И это правильно: что-то изменилось, только если у второго тела изменение действительно связано с направлением движения, то первое тело просто остановилось.
3. Выбор последнего утверждения можно объяснить ошибочным отождествлением координаты тела с пройденным телом путём. Для первого тела это верно, а вот второе своё движение начало из точки D.
Как на графике вьщелить фигуру? На оси времени нужно найти моменты времени, в промежутке между которыми требуется найти пройденный путь, восстановить в них перпендикуляры до пересечения с графиком скорости, и получим искомую фигуру. Площадь фигуры рассчитываем по геометрическим формулам: площадь прямоугольника мы уже рассчитали, площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов (при этом один из катетов равен промежутку времени, а другой — скорости), и т. п. Попробуйте установить правильность утверждения 2 из списка утверждений к заданию. Для наглядности нанесите штриховку на соответствующие фигуры. Теперь напомним правила определения знака проекций скорости и ускорения по графику и уточним интерпретацию (смысл) знаков. Со скоростью всё просто, ведь по вертикальной оси на графике отложена проекция скорости. Если линия графика скорости расположена над осью времени, то проекция скорости положительная. Это означает, что движение тела происходит в положительном нап

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов