ОГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания части 1 и 2. Калачева Е.Н.

Поделитесь страницей

 

Тематический тренажёр по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся 9 классов к успешной сдаче Основного государственного экзамена по обществознанию. Пособие содержит разбор всех типов заданий повышенного и высокого уровня сложности, подробные рекомендации по выполнению каждого задания, ответы и критерии оценивания. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся 9 классов общеобразовательных организаций для самостоятельной подготовки к ОГЭ.
Цель пособия — помочь выпускникам 9 классов подготовиться к Основному государственному экзамену, познакомиться с новыми для них типами заданий, отработать приемы работы с ними, оценить уровень своей подготовки и готовности к экзамену в новой форме.

[kkstarratings]

ОГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания части 1 и 2. Калачева Е.Н.

ОГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания части 1 и 2. Калачева Е.Н.

1) В стране X. решены основные социально-экономические проблемы.
2) Основу экономики страны X. составляют доходы от наукоемких отраслей хозяйства.
3) Правительство страны X. оказывает недостаточную поддержку социально незащищенным слоям населения.
4) Для большинства населения страны X. характерен крайне невысокий уровень жизни.
5) Правительство проводит недостаточно активную политику по созданию объектов социального обеспечения.
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Происходит постоянный рост числа граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
2) Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
3) Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
4) Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
5) Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.
24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Правительство страны X. пользуется абсолютной поддержкой населения.
2) Далеко не все категории населения поддерживают действия своего правительства в сфере защиты прав и свобод граждан.
3) В обществе не существует единого критерия развитости демократии.
4) Следует обратить особое внимание на формирование у подрастающего поколения основных демократических ценностей.
5) В государстве X. установлен антидемократический политический режим.
Приведенные данные не позволяют сделать вывод о том, что правительство страны X. пользуется поддержкой населения. Вывод 1 неверен. Вывод 5 также не имеет под собой оснований.
Существуют разные оценки гражданами степени демократизации их общества, то есть вывод 2 — верен. Отсюда же видно, что в обществе нет единого критерия развитости демократии, вывод 3 — верен. Очень важно обратить внимание на выработку демократических ценностей у подрастающего поколения, вывод 4 — верен. Таким образом, ответ: 234.
Значительная часть населения (27%) связывает демократию с гарантией соблюдения прав и свобод человека. Следовательно, вывод 1 верен.
Если суммировать позиции 1, 3, 4, 5 — демократия как «справедливая система управления государством с участием всех граждан на равных основаниях» (27%), «возможность критики властей всех уровней» (13%), «разделение властей и подотчетность власти перед гражданами» (9%), «свободная конкурентная борьба политических партий за симпатии избирателей» (9%), — то получаем 58%, то есть вывод 2 верен.
При этом существует 19% граждан, оценивающих демократию как «пустую болтовню, демагогию», — вывод 3 верен.
Разделение властей считает достоинством демократии только 9%, следовательно, вывод 4 неверен.
Для вывода 5 нет достаточных оснований, следовательно, он неверен. Ответ: 123.
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Только каждый пятый считает право на владение частной собственностью наиболее важным.
2) Более половины опрошенных граждан считают основным право на жизнь.
3) Около двух третей опрошенных считают важнейшим право на неприкосновенность личности и жилища.
4) Половина опрошенных граждан считают важнейшим право на справедливое судебное разбирательство.
5) Около трети опрошенных граждан считают важнейшим право на владение частной собственностью.
Ответ:
Задания 25 проверяют умение различать в социальной информации факты и мнения.
1. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Формирование личности происходит под влиянием социального окружения.
(Б) Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится.
(В) В формировании личности играют роль и природные способности.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Особенности заданий второй части
По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:
— задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника (26, 30 и 31);
— задания с оригинальными критериями оценивания (27-29).
Так, в любом варианте КИМ задание 26, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.
В то же время задания 27 или 28, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.
Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.
Задание 26 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является обязательным в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста.
Задания 27 и 28 — задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.
Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.
Задание строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта).
Данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований:
С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме и т. п.) формулировать не нужно).
При проверке заданий 31 эксперты обращают внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа.
Перечислены признаки суверенитета:
1) власть народа первоначальная;
2) власть народа высшая, единая;
3) закон не может назначить пути и предела соборному деянию народа.
31. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на текст и историко-обществоведческие знания.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия с данной точкой зрения может быть указано, что
— государство должно создавать и поддерживать одинаковые для всех правила, создавая условия для самостоятельной деятельности граждан;
— для реализации власти необходимо принуждать граждан в той или иной форме выполнять решения правительства;
— власть существовала даже в самых первых человеческих сообществах (власть старейшины рода, главы семьи и т. д.);
в случае несогласия может быть указано, что
— граждане в состоянии самостоятельно обеспечивать свое взаимодействие с другими членами общества и не нуждаются во вмешательстве государства в их дела.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.
30. Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.
В ответе должно быть указано, что в третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Приведены примеры:
1) спор между поставщиком продуктов в магазин и владельцем продуктового магазина о качестве поставляемой продукции;
2) спор между двумя предпринимателями, торгующими на вещевом рынке, о расположении их торговых павильонов.
31. За рубежом появилась еще одна разновидность третейского суда — квазитретейский суд. Например, в США стороны обращаются к опытному юристу с просьбой сыграть роль настоящего судьи и провести как бы настоящее судебное разбирательство. В США такие суды
становятся все более популярными. А российские граждане считают их «ненастоящими», и подобная форма суда у нас не развивается. С какой из данных позиций вы согласны? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия с первой точкой зрения может быть указано, что
— в ходе подобного судебного слушания стороны лучше увидят свои сильные и слабые стороны, смогут лучше подготовиться к судебному процессу в настоящем третейском или государственном суде;
в случае согласия со второй точкой зрения может быть указано, что
— решения такого суда все равно будут ненастоящими, следовательно, не стоит тратить на него силы и время.

[свернуть]

Похожие страницы