Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А.

В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных учреждений, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ. Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.

[kkstarratings]

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А.

Тема 3.12. Экономические цели и функции государства
Экономические цели государства
• Обеспечение экономической стабилизации и развития в изменяющихся условиях —> устранение или существенное ослабление резких спадов производства в кризисных ситуациях.
• Поддержание определённого уровня занятости с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда достижение высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности и повышение жизненного уровня населения.
• Стабилизация уровня цен и инфляции —> основными механизмами ценообразования становится конкурентный рынок, конкуренция, а темп роста цен поддерживается на минимальном уровне.
• Поддержание равновесия платёжного баланса, недопущение резких изменений объёмов экспорта (вывоза), импорта (ввоза), регулирование других внешнеэкономических отношений с зарубежными странами —> определение размеров государственного долга1, валютного курса2, денежного обращения и других процессов в национальной экономике.
• Постоянное регулирование денежного обращения и движения платёжных средств снижение темпов инфляции, поддержание стабильного уровня цен
Государственный долг — сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
2 Валютный (обменный) курс — цена одной национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран.
• Защита прав собственности создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики, условий для развития конкуренции:
— информирование населения через СМИ о состоянии экономики и положении дел на рынке;
— вмешательство при разрешении экономических споров (арбитражные суды);
— разработка и принятие антимонопольного законодательства, препятствующего свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
• Производство общественных благ (бесплатное образование, оборона, строительство дорог, освещение улиц, экология и др.).
• Перераспределение доходов и сокращение социального неравенства (налогообложение доходов и имущества, субсидии1, оплата научно-исследовательских работ, выплата процента по ценным бумагам, пособия по безработице и др.).
• Обеспечение занятости и естественного уровня безработицы, проведение антиинфляционной политики, стимулирование экономического роста.
• Обеспечение национальной экономической безопасности
Виды социальных групп
• Социально-классовые (дворянство, духовенство, крестьянство, рабочий класс и др.).
• Социально-этнические1 (племя -^народность -^нация).
• Демографические (дети, подростки, молодёжь, мужчины, женщины и др.).
• Профессиональные (врачи, юристы, учителя и др.).
• Религиозные (конфессиональные) (христиане, мусульмане, буддисты и др.).
• Территориальные (поселенческие) (горожане, селяне и др.)
Соперничество
— Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон.
— Направлено на достижение возникающей общей цели -^укрепление взаимопонимания, партнёрства, дружбы.
— Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. д.
— Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
— Связано с отсутствием общей цели -^каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути
Линии сравнения «Отцы» «Дети»
1. Отношение к благосостоянию Итог тяжёлого труда Само собой разумеющееся
2. Ориентация поступков В основном на социальные нормы В основном на личные чувства
3. Основа принятых решений Нормы морали Симпатии и антипатии
4. Отношение к работе Работа — добродетель Работа — неизбежность
(Б) Установите соответствие между характеристиками социальных норм и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
A) установлены или санкционированы государством
Б) содержатся в различных священных книгах
B) регулируют отношения в обществе с позиций добра и зла
Г) определяют критерии красоты
Д) существуют в виде поучений и притч
Запишите в таблицу выбранные цифры.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2) правовые
3) религиозные
4) эстетические
Ответ:
Составляющие здорового образа жизни
• Отношение к здоровью как к ценности.
• Формирование представления о себе как о здоровом человеке.
• Переживание возможности утраты здоровья: мысль об этом должна порождать тревогу.
• Способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия.
• Конкретные привычки здорового образа жизни: рациональное питание; физическая активность; общая гигиена организма; закаливание; отказ от вредных привычек и т. д.
Принципы разрешения межнациональных конфликтов
• Соединение принципов территориальной, национально-территориальной и персональной автономии
• Недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие, т. е. обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности.
• Уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп.
• Отказ от насилия в решении национальных проблем и его осуждение.
• Неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всём, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей.
• Развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями.
Образец задания
(П) Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами, по-видимому, можно лишь на основе взаимного признания и уважения их прав. (Б) Эти права закреплены во многих документах международных организаций, в том числе Организации Объединённых Наций. (В) Практическое осуществление данных прав, скорее всего, позволит решить национальный вопрос для каждого из народов и всех вместе.
1 Персональная автономия — гарантия прав человека: права национального самоопределения, культурной автономии, свободы перемещения, экономической и политической защиты независимо от места проживания.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов