Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И.

Справочник включает все основные сведения школьного курса «Обществознание» для 10 – 11 классов. Представлены материалы по философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Книга будет незаменимым помощником при изучении и закреплении нового материала и повторении пройденных тем, а также при подготовке к выпускному экзамену в школе, в том числе и в форме ЕГЭ, и вступительным экзаменам в любом вузе.

Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И.

Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И.

Справочник адресован учащимся 10—11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентам. Он включает материал по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии и правоведению, а также необходимые сведения о различиях взглядов учёных на проблемы человека и общества.
Справочник создан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования. Он состоит из восьми разделов: «Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальная сфера жизни общества», «Политическая сфера жизни общества», «Правовая система общества».
Каждый раздел включает несколько больших тем, которые разделяются на главки-«фонарики». Основные термины, понятия, категории, важные положения и выводы выделены жирным шрифтом.
Чёткая структура текста позволяет легко понять и запомнить изучаемую тему и быстро сориентироваться в большом объёме информации.
Материалы справочника могут быть использованы при подготовке к урокам, контрольным и проверочным работам, зачётам, выпускному экзамену в школе, в том числе и в формате единого государственного экзамена, и вступительным экзаменам в любой вуз.
Справочник написан коллективом преподавателей Российского государственного университета им. А.И. Герцена:
B.В. Барабановым (разделы 2—4), А.А. Дорской (раздел 8), Г.И. Грибановой (раздел 7), В.В. Косицыным (раздел 6),
C.Г. Кошкиной (раздел 1), И.П. Насоновой (раздел 5).
РАЗДЕЛ 1
Общество
Тема 1
Общество как динамическая система
Общество в широком смысле — это обособившаяся от природы, однако тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединённых исторически сложившимися отношениями, взаимодействиями. В свою очередь, природа в широком смысле — весь окружающий нас мир (Вселенная), в узком смысле — весь материальный мир за исключением общества, природно-географическая среда.
Человеческий род своим существованием создаёт общество как искусственную среду, «вторую природу», отдаляется, но не утрачивает связи с природой, т.е. естественными условиями своей жизнедеятельности.
Под социальным институтом понимаются:
— совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных жизни;
— совокупность людей, осуществляющих деятельность по удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей;
— совокупность организаций (не всегда) как материальной базы, необходимой для обеспечения совместной деятельности людей.
Таким образом, социальные институты выполняют следующие основные функции: регулируют поведение людей через нормы, обеспечивая выполнение желательных действий и препятствуя нежелательным, объединяют людей в их совместной деятельности, обеспечивают стабильность общества.
Тема 2, Многовариантность общественного развития
Эволюционные процессы — это постепенные изменения в обществе и его подсистемах. Революционные процессы — это коренные преобразования в обществе и его подсистемах. Под революцией понимают полное или комплексное изменение всех или большинства сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего социального строя. Революции часто связаны с применением методов насилия и принуждения. Однако революции в будущем видятся происходящими лишь в отдельных социальных институтах, или областях общественной жизни — науке, технике, управлении — без применения методов насилия и принуждения. Революции могут быть: кратковременными (например, революция 1917 г. в России) и долговременными (промышленная революция XVIII—XIX вв.).
Глобальные проблемы современности
Глобализация (от лат. глобус — Земля, земной шар) в широком смысле — это многочисленные социальные процессы общепланетарного характера; объективная тенденция современного мирового развития и многоплановый процесс-
Глобализация представляет собой качественно новый этап интернационализации общественной жизни, то есть углубления и развития социальных связей между людьми, преодоления пространственных барьеров и усиления взаимозависимости государств и народов. Глобализация ведёт к становлению единой и взаимосвязанной общемировой системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций.
Глобальные проблемы — это совокупность противоречий, наиболее важных и насущных вопросов, возникающих на мировом уровне и актуализировавшихся во второй половине XX в., которые:
1) угрожают самому существованию человека в будущем;
2) затрагивают жизненные интересы всех народов;
3) для своего решения требуют коллективных усилий всего мирового сообщества.
Раздел 2. Человек
Несмотря на существующие научные открытия, многие вопросы, связанные со становлением человека, ещё не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.
Процесс становления и развития человека — антропогенез — носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества — социогенезом. Становление человека и становление общества — две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося более трёх миллионов лет. Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50—40 тыс. лет назад.
Многие считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Самыми отдалёнными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14—20 млн лет назад, далее идут рамапитеки (10—14 млн лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих учёных, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза учёные связывают с появлением homo habilis (человек умелый) 2,5—3 млн лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на животных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению (1,6 млн лет назад) homo erektus (человека прямоходящего), а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к homo sapiens (человеку разумному) совпал с формированием существующих и ныне различных человеческих рас — европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые останки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное — оно высвободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Ещё один эволюционный

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов