Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса «Обществознание», который проверятся на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (КИМы). В справочнике представлены блоки-модули «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», составляющие основу школьного курса «Обществознание». Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ: Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие свободы.
2. Социальные условия реализации свободы личностью.
3. Виды свободы:
а) экономическая;
б) политическая;
в) духовная.
3. Понятие ответственности.
4. Виды ответственности:
а) социальная, историческая, политическая,
нравственная и т. д.;
б) индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Взаимосвязь свободы и ответственности.
Материальные потребности
Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности
Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Тема 1.9. Основные институты общества
Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей
совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
• Основана на творческом типе деятельности.
• Выражена в субъективной форме.
• Удовлетворяет вторичные потребности человека
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями
Критерий деления
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д. Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагает, что оно всё же существует.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодёжная субкультура:
• часто рассматривается как отклоняющаяся, выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре;
• характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых формируются все отношения;
• отличается приоритетом потребительских ориента-ций;
• формируется под влиянием экранной культуры (компьютерных игр, мультфильмов и т. д.);
• всё больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы;
• носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей;
• отличается отсутствием избирательности в культурном поведении, преобладанием стереотипов и группового конформизма (соглашательства);
• обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
Основные особенности научного познания
• объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориаль-ность);
• рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• проверяемость;
• высокий уровень обобщения знаний;
• универсальность: предметом исследования может быть любой феномен, всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека;
• исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин;
• использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Формы научного познания
• Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
• Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Этика (от гр. ethos — привычка, обычай) Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
• Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.
• Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространённым методом социального исследования является научная абстракция, в научном обществозна-нии исключительно велика роль мышления.
Образец задания
Установите соответствие между компонентами и уровнями научного познания, которые к ним относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
A) наблюдение
Б) гипотеза
B) формализация
Г) научный факт
Д) описание
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) эмпирический
2) теоретический

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов