Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Ладыгин М.Б.

В справочнике объясняются все основные теоретические понятия, которые необходимы при изучении школьного курса литературы в старших классах, подготовке к устному экзамену и ЕГЭ. В книге четыре основных раздела: «Художественный мир литературного произведения», «Роды и жанры литературы», «Основные этапы развития литературы», «Основы стихосложения». В них на конкретных примерах рассматриваются понятия: содержания и формы в литературе, изобразительно-выразительные средства художественной речи, литературные роды и жанры, литературные направления, стихотворные метры, рифмы, строфы и т.д. Справочник предназначен для школьников старших классов, выпускников и абитуриентов.

[kkstarratings]

Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Ладыгин М.Б.

Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Ладыгин М.Б.

Функции портрета разнообразны, и многообразны художественные приёмы, с помощью которых писатель способствует появлению у читателя зримых и чувственных представлений о персонажах художественного мира литературного произведения.
Следует учитывать, что портрет может быть представлен писателем сразу, но создание его возможно и на протяжении большей или меньшей части повествования с помощью добавления новых характеристик.
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» даётся классическое описание бурана, застигшего Гринёва по пути в Белогорскую крепость:
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло».
Краткое и точное описание природного явления позволяет писателю сразу решить несколько важных поэтических задач. Во-первых, перед читателем возникает зримая картина места происходящих событий, образ степной бури. Во-вторых, резкая смена погоды и связанная с нею опасность для жизней персонажей создаёт эмоциональное напряжение, заставляет читателя сопереживать героям романа. Наконец, в-третьих, изменение погоды и возникшие в связи с ним трудности для дальнейшего продвижения путников создают предпосылку для появления «вожатого», мотивируют заинтересованность путников в помощи постороннего человека, мимо которого в других обстоятельствах они бы проехали не останавливаясь.
Здесь облик города представляется не «увиденным», а «оцененным», и приём олицетворения должен вызвать у читателя не «зримый» образ, а сформировать его отношение к Анапе.
Чаще всего пейзаж объединяет в себе и изобразительную, и выразительную функции, являясь эффективным способом создания поэтического пространства художественного мира литературного произведения. Приведём в качестве примера природный пейзаж из новеллы И. С. Тургенева «Бежин луг» и городской пейзаж из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».
Перед нами городской пейзаж, образ Санкт-Петербурга, но город этот, созданный по велению Петра I тысячами людей и превращённый в столицу великой империи, под пером Брюсова обезлюдел. Поэт создаёт художественный мир, в котором столица населена лишь тремя памятниками трём императорам. Народ, живые люди вскользь упоминаются в пятой строфе, где третий кумир «стынет над толпой».
В отличие от пейзажа интерьер практически не может быть лишён человеческого присутствия, если даже описывается безлюдное помещение. Интерьер — это поэтическое описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма, каземата и т. п.). Он также может быть функционален (интерьер в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает читателю понять, каким образом Свидригайлов невольно подслушал разговор Дуни с Лужиным), но может и характеризовать персонаж (описание мебели в доме Собакевича в романе Н. В. Гоголя «Мёртвые души), создавать определённое эмоциональное настроение (комната-гроб Раскольни-кова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского) и пр. Интерьер — очень важная часть изображаемого мира в литературном произведении.
Иногда писатель вводит в произведение героя, которому «доверяет» выразить авторскую позицию, оценить происходящее, чтобы помочь читателю понять авторский замысел. Таких персонажей называют резонёр. Резонёром является, например, Стародум в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Иногда произведение строится так, что в нём отчетливо проявляются не только образы действующих персонажей, но и образ самого повествующего. В этом случае мы вправе говорить о персонаже-повествователе. Нередко такой повествователь получает даже собственное имя. Таким персонажем является Белкин в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина или Максим Максимович в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Если при создании образа персонажа писатель подчёркивает общие для большой группы людей черты, свойственные определённому социальному или имущественному положению, возрасту и прочему, мы называем такой персонаж литературным типом. В нём общечеловеческие черты преобладают над чертами личными, индивидуальными, присущими только этой конкретной личности. Например, в образе спальника из сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» явно преобладают характерные качества многих лукавых, завистливых и злобных царедворцев. Это — литературный тип.
Характер несёт на себе черты эпохи, культуры, социально-бытового уклада, к которому он принадлежит (так же как и литературный тип), но одновременно его поведение определяется индивидуальными психологическими качествами, воспитанием, собственной системой ценностей и т. д. В нём сочетается общее и единичное, неповторимое, вот почему так различаются художественные характеры из литературных произведений, вот почему мы легко узнаём и запоминаем каждого из них.
Нередко в обыденном разговоре мы называем персонажей произведения героями. В этом случае слово «герой» выступает синонимом термина «персонаж». Но ведь в литературе есть и подлинные герои, персонажи, совершающие героические поступки.
«Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой — лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя»1, — писал Б. В. Томашевский.
Может ли герой быть отрицательным? Наверное, вы сами легко ответите на этот вопрос, вспомнив, что слово «герой» может выступать синонимом термина «персонаж». Отрицательный герой — это всего-навсего отрицательный персонаж.
Подлинный герой — это в первую очередь героический характер. Обратите внимание на важное отличие героического характера от литературного типа. Мы только что говорили о солдатах из русских сказок. Их готовность к героическим поступкам определяется их профессией: солдат готовят к войне, а война всегда несёт угрозу человеческой жизни. А вот когда Иван-крестьянский сын встаёт на защиту родной земли, сменив плуг на боевую палицу, — это поступок, продиктованный личными чертами характера.
В замечательной трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» Сальери может отравить Моцарта, но он не может убить его музыку, и в памяти потомков останется блистательный романтик Моцарт, а не угрюмый завистник Сальери.
Вы уже хорошо знаете, почему мы смеёмся, читая литературное произведение. Чтобы читатель засмеялся или хотя бы улыбнулся, необходимо присутствие в произведении комического эффекта.
Трагический характер во многом определяется выбором, который совершает персонаж: если он, как Троекуров, ищет выход с наименьшими для себя потерями, он часто встаёт на путь зла, а вот персонажи, готовые принять основной удар на себя, чтобы облегчить участь других людей (Нефед из рассказа «Лапти» И. А. Бунина, Степан Калашников), воспринимаются нами не просто как положительные персонажи, но как подлинные герои.
Прежде чем начать разговор о диалектическом характере, нам надо выяснить смысл понятия «диалектика». Диалектика — философское понятие, обозначающее метод познания действительности в её развитии, в движении; причём основным механизмом развития здесь оказываются внутренние противоречия.
Таким образом, если мы применим диалектический метод к персонажам, то диалектическим характером будут обладать те действующие лица, которые показаны автором в развитии и чьё развитие обусловлено их внутренними противоречиями.
Вспомним замечательный образ Лизы из «Барышни-крестьянки» А. С. Пушкина. Развитие её характера в новелле является очевидным результатом внутренних противоречий: принадлежа к семейству Муромцевых, она вступает в дружеские отношения с представителем враждебного семейства Берестовых (скрывая это и от своего отца, и от Алексея), родовая дворянка — она играет роль деревенской девушки.
Противоречивые стремления Лизы вызывают в её характере внутренний конфликт, заставляющий девушку метаться, принимать неожиданные решения, менять свои планы. Согласившись на свидание с Алексеем, она тут же решает, что оно будет последним, но затем продолжает приходить на встречи. Узнав о предстоящем визите Берестовых, она изменяет свой облик, воспользовавшись косметикой воспитательницы-англичанки.
Пушкин удивительно тонко и точно показал, как влюблённость влияет на взросление девушки и становление её характера.
Поскольку в лирике часто отражаются мгновенные, сиюминутные переживания, а смена настроений нередко бывает трудноуловимой, лирический характер определить весьма непросто. К тому же мы с вами помним, что лирический герой не тождествен автору, он такой же вымышленный персонаж, как и герои произведений других литературных родов.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов