ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

Тематический тренажёр для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам курса обществознания «Человек и общество» («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества»), «Экономика», «Социология», «Политика» и «Право». Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. Пособие предназначено преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Задания, представленные в пособии, ориентированы как на теоретическое содержание обществоведческого курса, так и на социальные реалии, анализ которых требует применения соответствующих теоретических знаний.
Комментарии к заданиям, представленным в пособии, учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые выпускниками на экзамене.

ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право.

Для примера рассмотрим несложное задание на использование понятия в заданном контексте (задание повышенного уровня, за которое можно получить 2 балла). В одном из вариантов учащимся предлагалось раскрыть смысл понятия «социальная группа» и составить два предложения, содержащих информацию о социальных группах. Однако пятая часть учащихся понятие «социальная группа» не усвоила на теоретическом уровне и не смогла выполнить требуемое задание.
Познакомимся с некоторыми ответами.
Ответ 1. «Социальная группа — это группа, находящаяся в одном социальном статусе и направленная на достижение какой-либо цели. В каждой социальной группе существует социальный престиж и у каждого есть своя социальная роль».
Ответ 2. «Социальная группа — это обязательная социальная часть любого общества. При этом в одной социальной группе может быть только один класс людей».
Ответ 3. «Социальная группа — исторически сложившаяся, относительно устойчивая группа людей, связанных общими обычаями, целями, традициями, интересами. Социальная группа может участвовать в социальной мобильности. Социальные группы входят в состав социальной системы».
В ответе 1 понятие «социальная группа» сводится к понятию «социальный слой» {группа, находящаяся в одном социальном статусе). Однако это далеко не так. В одной социальной группе могут находиться люди разных социальных статусов, то есть люди, принадлежащие к разным социальным слоям. Разве в одном социальном статусе находятся люди, принадлежащие, например, к социально-демографической группе горожане?
Рассмотрим и проанализируем несколько ответов по этому заданию.
Ответ 1.
Безработица в условиях рыночной экономики
1. Понятие безработицы.
2. Сущность безработицы.
3. Формы безработицы.
4. Государственное регулирование безработицы.
Обратим внимание на характерные особенности этого ответа. Прежде всего отметим, что приведенный план по своей структуре является простым. Выпускник не отреагировал на требование два или более пунктов плана детализировать в подпунктах. Обращаем внимание на то, что ответ, в котором будет представлен не сложный, а простой план, с корректными формулировками трех и более пунктов, позволяющих раскрыть содержание указанной темы, может быть оценен только 1 баллом, в то время как за правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла.
Ответ 2.
Безработица в условиях рыночной экономики
1) Безработица как экономическое и социальное явление в условиях рынка.
2) Классификация безработицы по причинам, ее породившим:
а) циклическая;
б) структурная;
в) сезонная;
г) фрикционная.
3) Взгляды экономистов на роль безработицы в экономике.
4) Отрицательные социальные и экономические последствия безработицы.
5) Действия государства по контролю над безработицей и методы смягчения ее социальных последствий:
а) выплаты пособий по безработице;
б) создание курсов переквалификации для безработных.
План представляет собой типичный экзаменационный ответ на задание. По своей форме он соответствует предъявляемым заданием требованиям. В этом плане не менее трех пунктов — в данном случае их пять, два из них (второй и пятый) детализированы с помощью подпунктов.
Ответ 3.
Безработица в условиях рыночной экономики
1) Определение безработицы.
2) Причины безработицы:
— технический прогресс;
— кризисы (перепроизводственные и структурные);
— субъективные (непригодная политика государства в области профессиональной подготовки, в экономической политике).
3) Пути преодоления:
— регулирование экономических процессов;
— программы профессиональной подготовки.
4) Последствия безработицы.
Ответ 4.
Безработица в условиях рыночной экономики
1. Сущность безработицы.
2. Структура безработицы:
а) лица, уволенные по разным основаниям;
б) лица, добровольно оставившие работу;
в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;
г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.
3. Виды безработицы:
а) фрикционная, циклическая, структурная;
б) открытая, скрытая;
в) полная, частичная.
4. Масштабы безработицы.
5. Методы борьбы с безработицей.
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание
Вероятно, прочитав предыдущий текст, некоторые уже сделали вывод о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к экзамену. Конечно, это знания и еще раз знания. Но знания подразумевают понимание. Оно проверяется самыми различными заданиями, выполняя которые ученик показывает, что он не вызубрил, а понял изученный материал. Он понимает, что любое знание — это система, а каждая система состоит из определенных элементов.
Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
1) всенародная слава
2) всеобщий почет
3) награждение грамотой
4) доброжелательное отношение
К формальным позитивным санкциям относят
1) дружеское признание лучших качеств
2) лестные отзывы коллег
3) доброжелательное расположение
4) государственные награды
Следует помнить, что на величину спроса влияет огромное количество неценовых факторов (детерминантов). Так, объем спроса зависит от:
• использования рекламы;
• моды и вкусов;
• ожиданий потребителей;
• изменений потребительских предпочтений под воздействием окружающей среды;
• доступности товаров;
• величины доходов населения;
• полезности вещи;
• цены, установленной на товары, заменяющие данный товар;
• количества покупателей.
Обратим внимание на то, что объем предложения зависит от следующих неценовых факторов:
• изменение издержек производства в результате
— технических нововведений,
— изменения источников ресурсов,
— изменений, связанных с налоговой политикой,
— изменения характеристик, которые влияют на формирование стоимости факторов производства;

Тренировочные задания
1. Главная функция экономики состоит в
1) выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем
2) создании благ, необходимых для жизнедеятельности людей и развития общества
3) научной экспертизе политико-управленческих решений и выработке практических рекомендаций для властных структур
4) диагностике состояния общества, изучении проблем, возникающих по мере его развития
Ответ:
21. Экстенсивный экономический рост происходит в результате
1) расширения производства
2) роста производительности труда
3) технических изобретений
4) совершенствования производственных технологий Ответ:_
22. Государство в рыночной экономике в отличие от командной
1) поддерживает конкуренцию производителей
2) устанавливает необходимые объемы производства
3) регулирует ценообразование
4) перераспределяет ресурсы между предприятиями Ответ:_
23. К основным функциям государства в рамках современной рыночной системы хозяйства относится
1) установление цен на товары повседневного спроса
2) регулирование заработной платы
3) перераспределение доходов с помощью налогообложения
4) разработка пятилетних хозяйственных планов развития экономики страны
47. Верны ли следующие суждения о постоянных и переменных затратах?
А. Постоянные затраты — это затраты, которые не меняются с изменением объема производства.
Б. Переменные затраты — виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
13. Выберите верные суждения о задачах экономической науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Задачей экономической науки является стимулирование производства в стране.
2) Одна из задач экономической науки — совершенствование налоговой системы.
3) К задачам экономической науки можно отнести изыскание путей наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов