ЕГЭ. Обществознание. Работа с текстом. Решение познавательных задач.

ЕГЭ. Обществознание. РаботКнига предназначена для эффективной подготовки к ЕГЭ по обществознанию и к предметным олимпиадам по обществознанию, экономике и праву различных уровней. Пособие состоит из трёх частей и содержит задания ко всем разделам курса обществознания: «Человек», «Общество», «Культура и духовная сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право». Последовательность размещения материала в книге соответствует логике изучения курса обществознания и является оптимальной для самостоятельной работы старшеклассников на уроках и дома. Учитель может использовать материалы пособия на различных этапах урока и в качестве домашних заданий в 10-11-х классах при подготовке выпускников к ЕГЭ. Книга будет полезна для организации работы с одарёнными детьми.а с текстом. Решение познавательных задач.

ЕГЭ. Обществознание. Работа с текстом. Решение познавательных задач.

ЕГЭ. Обществознание. Работа с текстом. Решение познавательных задач.

Часть 1. Задания на анализ текстов в формате ЕГЭ
главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, то есть от успешности деятельности человека.
А. Морозов
1. Что такое самосознание? (Дайте ответ словами из текста.) С какими психическими процессами автор связывает формирование самосознания в раннем детском возрасте?
2. Какие два вида деятельности названы автором в качестве источников формирования самосознания человека?
3. На основании текста определите, каково значение детских игр в развитии ребёнка. (Запишите одно из авторских утверждений.) Приведите любые два собственных примера детских игр и назовите по одному личностному качеству, которые каждая из этих игр помогает вырабатывать.
4. Автор считает, что самосознание «формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты». Привлекая факты социальной жизни, раскройте эту мысль автора с помощью трёх собственных суждений.
№ 10. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
1. Какие две группы проблем познания природы человека указаны в тексте?
2. Какие свойства человека автор включает в понятие «природы человека»? Укажите не менее трёх свойств.
3. Раскройте противоречивость последствий одного из названных в тексте результатов развития науки в XX веке. Назовите результат и укажите два его последствия.
4. Используя знания обществоведческого курса, приведите три проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека.
№ 2. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Истина сама по себе… — соответствие между нашей мыслью и действительностью… Ложь — в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма «лживый», тогда как «ложный» употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося…
Наука объясняет существующее.
1. Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?
2. Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чём оно?
3. В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.
4. Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
№ 1 . Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.— «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…
1. Приведите на основе текста любые три значения культуры.
2. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
3. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.
4. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.
§ 4. Культура и духовная сфера жизни общества
1. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
2. Укажите три основные причины, которые, по мнению автора, затрудняют культуре управлять поведением человека.
3. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
4. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
4. Приведите три аргумента, подтверждающих положение автора о необходимости образования на протяжении всей жизни человека.
№ 7. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трёх веков. Почему это происходило так долго?
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актёры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомлённость в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX — XX вв. Укажите их.
3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
4. В тексте утверждается, что американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
№ 1 . Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведём некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
1. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
2. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
3. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему учёные уделяют большое внимание изучению малой группы. Выскажите три предположения.
4. Автор текста утверждает, что главное «в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по два «плюса» и «минуса» такого воздействия.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов