ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. Семке Н.Н. и др.

Издание содержит все темы школьного курса по обществознанию, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал чётко структурирован и разделен на 35 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых — оценить уровень знаний. Данное пособие поможет организовать пошаговую подготовку учащихся старших классов к ЕГЭ по обществознанию.

ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. Семке Н.Н. и др.

ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. Семке Н.Н. и др.

НАУКА. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Наука — это сфера человеческой деятельности, ориентированная на получение, обоснование и систематизацию знания об окружающем мире.
Основная цель науки — получение истинного знания. Какое же знание можно считать истинным? Упрощённо говоря, это такое знание, которое, в отличие от заблуждения и др., полностью соответствует действительности.
Истинное знание имеет две основные особенности. Во-первых, оно объективно, т. е. не зависит от различных субъективных факторов. Во-вторых, оно общезначимо, т. е. с ним вынужден считаться каждый человек. Например, одни признают закон всемирного тяготения, другие — нет, но прыгать вниз с большой высоты всем им будет одинаково опасно.
1. Использование научной методологии — системы принципов и способов организации и построения познавательной деятельности. Отметим, что методологию можно рассматривать и как совокупность методов, которые используются в какой-либо науке.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Какие из названных теорий следует отнести к фундаментальным научным открытиям?
1) классическая механика Ньютона
2) геометрия Лобачевского
3) теория эволюции Дарвина
4) все названные научные теории
2. Познавательно-объяснительная функция науки заключается в
1) составлении прогнозов о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов
2) познании и объяснении устройства мира и законов мирового развития
3) том, что наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащает производство новой техникой и технологиями
4) том, что наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений
3. Совокупность наук, изучающих общество в целом, называется
1) социологией
2) историей
3) обществознанием
4) антропологией
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
3. Мораль — это
1) система общеобязательных, формально определённых норм, установленных или санкционированных государством
2) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного
3) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир
4) совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости
4. Добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми — это
1) моральная оценка
2) моральная норма
3) моральный выбор
4) моральный долг
5. В основе какого принципа морали лежит идея уважительного отношения к другому человеку?
1) милосердия
2) гуманизма
3) равенства
4) альтруизма
МОРАЛЬ
Термин «мораль» происходит от латинского слова moralis, что означает «нравственный». В научной литературе слова «мораль» и «нравственность» обычно рассматривают как синонимы и специально оговаривают, когда разделяют их по значению.
В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой нравственность трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении нравствен- ^ ность (мораль) сводится к духовным качествам человека, а также к определённым нормам и правилам поведения. 2
В настоящее время также широко распространённым является подход к определению 3 морали как способа нормативной регуляции поведения людей в обществе. Согласно этому 4 подходу, мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре 5 и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном. Соблюдение требова- 6 ний морали обеспечивается, в частности, силой общественного мнения.
Мораль — это выступающая в качестве социального регулятора система правил, регламентирующих поведение человека, его отношение к другим людям и к самому себе, а также к окружающей среде.
Функции морали:
• Регулятивная. Отметим, что действие этой функции распространяется практически на 10 все сферы жизнедеятельности человека. Моральное регулирование в первую очередь опи- 11 рается на авторитет общественного мнения, а также на совесть и нравственные убеждения человека.
• Оценочная. Мораль не только регулирует поведение людей, но и оценивает их поступки
по критериям добра и зла.
• Познавательная (гносеологическая). Например, когда человек оценивает свои и чужие поступки, он неизбежно расширяет представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей.
• Воспитательная — одна из важнейших функций морали. Без непрерывного, интенсив- ^7 ного и целенаправленного процесса воспитания, особенно нравственного, невозможно ни развитие общества, ни формирование индивидуальности. 18
• Мировоззренческая. Именно на основе морали решаются вопросы о смысле жизни, счастье, добре, зле и т. д. Мораль наполняет значением не только наши поступки и поведение, но и жизнь в целом.
3. Формы художественной деятельности, различающиеся способом воплощения художественных образов, — это
1) функции искусства
2) стили искусства
3) виды искусства
4) классификация искусства
4. Древнее искусство было
1) дифференцированным
2) синкретическим
3) теософским
4) эклектичным
В настоящее время общественное развитие принято оценивать комплексом разнообразных показателей, в частности:
• ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;
• уровень детской смертности;
• естественный прирост населения;
• уровень образования;
• уровень доходов;
• структура денежных затрат;
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
4. Властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности называется
1) системой
2) эволюцией
3) революцией
4) реформой
5. Для какого типа общества характерен экстенсивный путь развития?
1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ:
1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
УГРОЗЫ XXI в. (ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Глобальные проблемы — это проблемы, которые охватывают весь мир, ставя под угрозу само существование человечества и требуя для своего решения коллективных действий всей мировой общественности. Такие проблемы впервые проявились в середине XX в., а в конце его их количество резко возросло. Во многом это было связано с глобализацией, поэтому рассмотрим данный феномен более подробно.
Глобализация представляет собой процесс интенсификации международных связей благодаря снятию различных (политических, экономических, информационных и др.) барьеров между странами, культурами и народами в мировом масштабе. Она характеризуется существенным расширением и ускорением материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков между государствами и регионами.
Глобализация приводит к значительному усилению взаимовлияния и взаимозависимости, при этом, как правило, экономически развитые страны ещё больше обогащаются, а отсталые становятся всё беднее.
В настоящее время учёные выделяют несколько десятков глобальных проблем. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Сохранение мира на Земле. В последние десятилетия угроза уничтожения человечества оружием массового поражения (ОМП) значительно усилилась. Это, в частности, обусловлено следующим: существенно расширился «клуб ядерных держав»; запасы смертоносного оружия в мире в целом увеличились; возросли финансовые, технические и другие возможности крупнейших международных террористических организаций, что в перспективе может позволить им изготовить или похитить ОМП.
2. Противодействие терроризму. Терроризм в широком смысле этого слова означает политику и практику террора, вид насильственной преступности. Различают террор индивидуальный, групповой (например, действия экстремистских политических группировок)

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов