ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Аристова М.А.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса. В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий. Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

[kkstarratings]

ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Аристова М.А.

ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Аристова М.А.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Совершенно очевидно, что определить стратегию и тактику подготовки к любому виду экзамена можно, только зная, из чего он состоит и какова его структура. Во вступлении уже было сказано, что в настоящее время в ЕГЭ по литературе нет заданий в форме тестов. Задания, требующие краткого ответа на вопрос по представленному художественному тексту (1-7 и 10-14), рассчитаны на базовый уровень, то есть не являются самыми сложными. К ним достаточно легко подготовиться, работая по многочисленным тренировочным вариантам, которые представлены как на официальном сайте Федерального института педагогических измерений, так и в различных учебных пособиях, предназначенных для подготовки к ЕГЭ. Сложнее обстоит дело с заданиями, требующими развернутого ответа разного формата. На подготовку именно к этой, самой трудной, проблемной, многоаспектной составляющей части ЕГЭ по литературе нацелено данное пособие.
В соответствии с экзаменационной моделью ЕГЭ сохраняется прежний тип таких заданий. Среди них 4 задания (8-9 и 15-16) требуют развернутого ответа в объеме 5-10 предложений и одно задание (17) предполагает создание самостоятельного полноформатного связного высказывания на литературную тему, другими словами — сочинения по одному из трех предложенных проблемных вопросов по произведениям литературы XIX и XX веков; объем такого сочинения должен быть не менее 200 слов.
Задания 8-9 и 15-16 предполагают включение разных аспектов анализа литературного произведения, которое дается для работы в первой части (напоминаем, что в заданиях 1-7 и 10-14 требуется краткий — в виде слова или сочетания слов — ответ на вопрос). В первой части варианта представлен фрагмент эпического или драматического произведения и к нему относятся задания 8-9, а также лирическое произведение, к которому относятся задания 15, 16.
Задания 8 и 15 связаны с содержательным аспектом произведения. Задание 8 — это вопрос о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Задание 15 — предполагает анализ идейно-тематического содержания стихотворения, его сюжета и образов, а также образно-эмоционального воздействия поэтического текста.
Задания 9 и 16 требуют включения анализируемого материала в литературный контекст, то есть развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного эпического или лирического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.
Самое сложное и объемное задание 17. Оно представляет собой развернутый ответ на вопрос проблемного характера, который подразумевает не только самостоятельное осмысление поставленной проблемы, выражение своего отношения к ней, но и умение аргументировать высказанные суждения на основе анализа идейно-художественного содержания рассматриваемого произведения, обращаясь к его тексту по памяти. При этом оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его форма, то есть связность, логичность, последовательность развития мысли, соблюдение речевых норм. Кроме того, форма литературно-критического очерка, в которой предлагается выполнять данную часть экзаменационной работы, предполагает уместное использование теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала. Только при соблюдении всех указанных требований возможно получить высокий балл за эту часть ЕГЭ по литературе — а это составляет целых 33 % от общего балла за всю работу. В задании 17 вам предлагается на выбор три темы, которые распределяются в соответствии с литературно-художественным материалом: 1-я тема (17.1) — по произведениям первой половины XIX века, 2-я тема (17.2) — по произведениям второй половины XIX века, 3-я тема (17.3) — по произведениям XX века. Такое распределение в соответствии с важнейшими вехами отечественного историко-литературного процесса не подразумевает различие в сложности поставленной проблемы, 8
которую вам предстоит раскрыть. Это означает, что вы можете выбрать одну из трех предложенных тем, ориентируясь на свои предпочтения: более глубокое знание той или иной части курса, лучшее понимание поставленной проблемы, возможность более точно аргументировать свои позиции с помощью текста произведения, который вы хорошо помните. В любом случае выбор той или другой предложенной темы не будет влиять на оценку вашей работы, поскольку они не ранжированы по уровню сложности.
Распределяя силы и время при подготовке к этому экзамену, нужно также учитывать то, что только выполнение заданий всех частей обеспечит вам высокий балл. Ведь задания с кратким ответом (1-7 и 10-14) относятся к базовому уровню, что означает следующее: даже если вам удастся справиться со всеми этими заданиями, то есть дать правильные ответы на все 12 вопросов, вы не получите больше удовлетворительной оценки. В процентном отношении эти 12 вопросов составляют 29 % от общего балла за всю работу и ценятся они меньше (12 баллов). Задания повышенного уровня 8-9 и 15-16 составляют большинство (38 %), и в сумме за них можно получить максимальное количество баллов — 16. Но решающей все же является третья часть — задание 17, за которую можно получить 14 баллов. Это задание высокого уровня сложности, да и в процентном отношении к общему баллу оно составляет треть от всей оценки. Максимально за выполнение всех заданий выставляется 42 первичных балла, которые затем переводятся в 100 тестовых баллов.
В-третьих, следует отдельно продумать тактику работы по части 2 — задание 17, то есть над сочинением. С одной стороны, может показаться, что 2 часов слишком мало для выполнения такого сложного задания. Но, учитывая наши расчеты, больше времени взять неоткуда. Значит, надо сделать так, чтобы как можно рациональнее его использовать — об этом у нас пойдет особый разговор в разделе пособия, который посвящен подготовке к заданиям 17.1, 17.2, 17.3. С другой стороны, многие еще помнят о том, что раньше по русскому языку и литературе выпускной экзамен в школе и вступительный в вуз проходил в форме сочинения. Тогда на него отводилось соответственно 6 часов в школе и 4 часа в вузе.
КАКИЕ ЗНАНИЯ ПРОВЕРЯЮТ НА ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Определив в общих чертах стратегию и тактику подготовки к ЕГЭ по литературе, можно более подробно рассмотреть вопрос о том, что вам необходимо знать, чтобы успешно сдать этот экзамен. На первый взгляд, ответ очевиден: на ЕГЭ проверяются знания по литературе, которые вы получили в течение всего обучения в средней школе. Конечно, у вас были учебники, которые помогали вам в изучении курса литературы, а эти учебники их авторы писали в соответствии с определенными программами, в которых четко определялось то, что учащиеся должны изучить в том или ином классе. Но вся беда в том, что эти программы достаточно сильно отличаются друг от друга, а те, кто оканчивает школу, соответственно читали и изучали в курсе русской литературы не совсем одно и то же. Например, некоторые познакомились на уроках в 9-м классе с поэмой Пушкина «Цыганы», а другие — с поэмой «Кавказский пленник»; кто-то в 10-м классе изучал только роман «Отцы и дети» Тургенева, а по другим программам было предусмотрено еще и чтение другого романа этого писателя — «Дворянское гнездо». Весьма сильно может отличаться количество и наименования рассказов Чехова, Бунина и других писателей, которые вы изучали на уроках, а еще больше отличий в выборе стихотворений по творчеству русских поэтов XIX и XX веков.
Таким образом, можно заключить, что вам предлагается определенная система теоретико-литературных понятий, и, следовательно, лучше всего повторять термины в соответствии с этой системой. При этом следует обратить особое внимание на те из них, которые вам по каким-либо причинам малознакомы: их значение необходимо выяснить в первую очередь. Кроме того, надо иметь в виду и то, что теоретико-литературные понятия, как отмечалось выше, вы должны уметь применять. Но в практике анализа произведения не все они используются равномерно. Можно выделить такие понятия, без которых невозможно обойтись, анализируя произведение. К ним относятся следующие: литературный род, жанр, литературное направление, тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, композиция, система персонажей, художественный образ, авторская позиция, изобразительно-выразительные средства языка. Другие теоретико-литературные понятия могут чаще или реже использоваться при анализе произведения в зависимости от его рода.
Особо следует подойти к работе над стихотворными размерами. Как правило, этот материал бывает сложным даже для тех учеников, которые неплохо знают курс русской литературы. В то же время термины, связанные со стихотворными размерами, на ЕГЭ по литературе вам, скорее всего, придется использовать: очень часто в заданиях 10-14, где для анализа дается стихотворение, встречаются вопросы на определение стихотворного размера («Каким размером написано стихотворение…»; «Укажите размер, которым написано стихотворение…»). В этих заданиях могут быть использованы любые стихотворения, входящие в кодификатор. А это значит, что именно в вашем варианте может оказаться не только стихотворение, написанное ямбом или хореем, но и такое, где используются другие размеры. Тот факт, что чаще в вариантах прошлых лет встречались двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей), объясняется тем, что именно они наиболее характерны для русской поэзии, а потому и встречаются в ней чаще. Но и другие размеры не так уж редки, а значит — все основные стихотворные размеры вы должны не только знать, но и уметь их определять на конкретном литературном материале. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Дла классицизма, которые определяли, как нужно писать произведения того или иного стиля и жанра, отошли в прошлое. Уже в поэзии Державина, на стихотворение «Памятник» которого Пушкин, безусловно, ориентировался, эти старые каноны стали разрушаться. Подводя итог творчества в своем «Памятнике», Пушкин не только наследует давнюю традицию этой жанровой разновидности стихотворений, но и вносит в нее много нового, что, в частности, касается и размера. Как и Державин, Пушкин делит стихотворение на четверостишия (катрены), но только первые три строки в них соблюдают традиционный размер — шестистопный ямб. Четвертая строка у Пушкина написана его излюбленным четырехстопным ямбом, который гораздо легче, более близок к живой разговорной речи.

[свернуть]

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов