ЕГЭ 2019. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л.

Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по литературе, а также диагностические и контрольные варианты экзаменационной работы. Уникальная методика подготовки поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома. Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.

[kkstarratings]

ЕГЭ 2019. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л.

ЕГЭ 2019. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л.

Сопоставьте первоначальный и окончательный дыханье…». Пронаблюдайте, какие изменения выводы из своих наблюдений.
Первоначальный вариант
Шёпот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.
Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
вариант стихотворения Фета «Шёпот, робкое поэт внёс в окончательный вариант. Сделайте
Окончательный вариант
Сопоставьте стихотворения Пушкина и Фета.
А.С. Пушкин «Узник» Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
А.А. Фет «Узник»
Густая крапива Шумит под окном, Зелёная ива Повисла шатром;
Весёлые лодки В дали голубой; Железо решётки Визжит под пилой.
Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди.
Прибавилось духа, Затихла тоска, И слушает ухо, И пилит рука.
Выполняем задания формата ЕГЭ
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.
1. Назовите художественный приём, использованный Фетом во второй и четвёртой строфах для выражения состояния лирического героя.
2. Назовите художественный приём, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.
3. Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад…»)?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
7. В чём особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
71 Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
ТЕМА 11 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Краткие выводы по изученной теме
1. «Обломов» — роман монографический. Как и большинство русских писателей того времени, Гончаров в центре романа ставит помещика-дворянина среднего сословия. Действие происходит в пределах семьи, однако выходит за её рамки, соприкасаясь с общественными проблемами.
2. Название романа указывает на то, что все смысловые линии ведут так или иначе к главному герою — Илье Ильичу Обломову. Образ Обломова дан в двух планах, что и обусловило разделение романа на две смысловые части и главные его темы — тема обломовщины и тема любви.
3. В первой части романа неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть.
9. Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречивые отклики в критике. Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обломова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он — барин… Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного раба».
2. Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Сделайте вывод из своих наблюдений.
XXVI. XXXVII А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу: Его вседневные занятья Я вам подробно опишу. Онегин жил анахоретом; В седьмом часу вставал он летом И отправлялся налегке К бегущей под горой реке; Певцу Гюльнары подражая, Сей Геллеспонт переплывал, Потом свой кофе выпивал, Плохой журнал перебирая, И одевался…
4. С кем из критиков вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.
Н.А. Добролюбов А.В. Дружинин И.Ф. Анненский
«Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни». «Она сближается с ним (Обломо-вым) из любопытства, нравится ему от нечего делать… Гончаров отдал большую долю интриги комическому элементу. Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, но обманывается только в своих расчётах на твёрдые основы характера Обломова». «Ольга — одна из русских миссионерок… В ней не желание пострадать, а чувство долга.
Гончаров «Обломов» 1. Какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?
2. Из какой части романа этот фрагмент?
3. Что именно вызвало слёзы Ольги?
4. «Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно всё повторяет один и тот же звук, может быть, зовёт другую» — как называется этот элемент композиции?
5. Укажите название средства изображения внутреннего мира героя: «Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так всё тихо, покойно!..»
6. Общение героев в этом фрагменте представляет собой обмен репликами. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?
7. В приведённом фрагменте трижды упоминается платок, которым Ольга вытирает слёзы. Как называется такая значимая подробность?
Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя и авторскую позицию?
9» С какой целью герои романа проходят «испытание любовью» и в каких ещё произведениях русской литературы встречается подобный мотив?
10. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?
11. Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи «мёртвых душ»? Обоснуйте свою точку зрения.
12. Можно ли считать Штольца авторским идеалом? Обоснуйте свою точку зрения.
13. Согласны ли вы с точкой зрения критика, что жизнь Обломова в «сне» не представляет ничего исключительного? Обоснуйте свою точку зрения.
7. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» задача поиска счастливого тесно связана с двумя проблемами: освещением результатов реформы 1861 года и осмыслением сути счастья, как его понимают встреченные странниками люди, сами странники и автор. Некрасов показал, что в пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.
8. В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики ещё не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим призадуматься: «Ну, вот тебе хвалёное / Поповское житье».
Выполняем задания для обобщения изученного
1, Дополните схему примерами: приведите не менее трёх названий стихотворений Некрасова, соответствующих каждому из указанных мотивов.
Основные темы лирики Н.А. Некрасова
5. Дополните таблицу примерами из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сделайте вывод о значении традиций устного народного творчества в этом произведении.
6. Сопоставьте фрагменты из повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» и главу «Сельская ярмонка» из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему писатели включают в свои произведения подробные изображения сельской ярмарки? Чем похожи и чем различаются общее настроение, колорит, художественные детали, персонажи этих фрагментов? В чём особенность картин ярмарочной жизни в поэме Некрасова?
Прочтите фрагменты из статьи русского философа Н.А. Бердяева и сопоставьте данную им оценку особенностей русского характера с «душой русского крестьянина», изображённой в творчестве Некрасова. В чём, на ваш взгляд, близость позиций поэта и философа, в чём различие?
«Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной… Можно… вскрыть много противоречий в русской душе…
Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа.., Никакая философия истории… не разгадала еще, почему… свободный духом народ как будто не хочет свободной жизни?..
Согласны ли вы с позицией Н. Гумилёва: «У Некрасова к народу отношение иностранца»? Обоснуйте свою точку зрения. Выполняем задания формата ЕГЭ
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
К какому литературному направлению второй половины XIX века относится творчество Некрасова?
10. Из какой главы поэмы взят данный фрагмент?
11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного фрагмента (цифры укажите в порядке возрастания).
1) сравнение
2) анафора
3) олицетворение
4) эпитет
5)звукопись
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов № 1. Ответ:
12. Как в литературоведении называется описание природы:
Вода не убирается, Земля не одевается Зелёным ярким бархатом И, как мертвец без савана, Лежит под небом пасмурным Печальна и нага?
13. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?
14. Какова главная философская проблема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и в каких произведениях русской литературы раскрывается эта проблема?
15. Почему в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» так много диалогов, приближающих её по форме к драматическому произведению?
16. Что дало основание И. Анненскому сопоставить поэмы «Мёртвые души» и «Кому на Руси жить хорошо»?
17. Можно ли поэму «Кому на Руси жить хорошо» назвать эпопеей? Обоснуйте свою точку зрения.
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
ТЕМА 13
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
8. В сказках Салтыкова-Щедрина запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-1880-е годы. Так, писатель в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1868-1869) с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приёме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность. Два отставных генерала чудесным образом во время сна переносятся на необитаемый остров. Остров изобилует плодами, птицей, живностью, но генералы голодают, потому что не знают ничего о жизни и ничего не умеют делать. Их знания ограничиваются убеждением,

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов