ЕГЭ 2019. Литература. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В.

Книга поможет выпускникам научиться писать сочинение на ЕГЭ по литературе, а также выполнять задания с развёрнутым ответом. В пособии анализируются критерии оценивания заданий, приводятся понятный и доступный алгоритм написания сочинения, образцовые работы, примеры сочинений выпускников с комментариями экспертов. Кроме того, книга содержит полезную информацию по написанию итогового сочинения, а также обширный справочный материал: литературные аргументы по различным проблемам, словарь литературоведческих терминов. Издание адресовано учащимся старших классов, а также учителям для организации учебного процесса.

[kkstarratings]

ЕГЭ 2019. Литература. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В.

ЕГЭ 2019. Литература. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В.

Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании 17
2. Какова роль числа 12 в символике поэмы? ^
3. С какой целью А.А. Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?
4. Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?
5. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их стихотворения сопоставимы со стихотворением «На поле Куликовом»?
6. Каковы характерные особенности поэтики А. А. Блока?
7. Что для А.А. Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов звучит тема России?
8. Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?
9. В чём смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!»)?
10. Воспел или отпел пролетарскую революцию А. А. Блок?
11. В чём сходство и в чём различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С. Есенина?
12. Расскажите об основных и любимых приёмах, которые употреблял А.А. Блок в своих произведениях.
13. Как изобразительно-выразительные средства позволили А.А. Блоку в стихотворении «О доблестях, о подвиге, о славе…» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?
14. Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя стихотворения «Ветер принес издалёка…»?
М. Горький
1. В чём смысл противопоставления гордости и гордыни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
2. О чём заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям литературы было присуще чувство превосходства над другими?
3. В чём, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?
Особенности написания сочинения на ЕГЭ по литературе
Можно ли считать, что повествователь — «единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах М. Горького»? (По рассказу «Старуха Изергиль».)
5. Кто из русских писателей XIX в. обращался к теме противостояния героя и общества и в чём проявилось это противостояние?
6. Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?
7. В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?
8. Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы Х!Х в. герои ведут философские споры?
9. Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?
10. Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?
11. В чём смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?
12. Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?
13. Почему столь трагичен финал драмы?
14. Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин?
15. Что сближает жизненные философии Луки и Сатина? Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?
16. Сатин-герой — идеолог или герой-резонёр?
17. Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?
18. Каково авторское отношение к Данко?
В.В. Маяковский
1. В чём своеобразие взгляда В.В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?
Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании 17
2. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для В.В. Маяковского-сатирика и почему?
3. Какие характерные особенности присущи поэтике раннего
B.В. Маяковского?
4. Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений В.В. Маяковского всегда драматичны?
5. В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества В.В. Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?
6. Можно ли утверждать, что поэзии В.В. Маяковского чужда философская проблематика?
7. Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях В.В. Маяковского?
8. Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?
9. В каких произведениях отечественной лирики звучит звёздная тема и в чём она близка тематике стихотворения «Послушайте!»
10. В чём своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского?
11. Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от «беззвёздной муки»?
С. Есенин
1. В чём секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший…»?
2. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению
C. Есенина?
3. Как вы понимаете слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное»?
4. Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?
5. Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Особенности написания сочинения на ЕГЭ по литературе
6. С помощью каких художественных средств С. Есенин раскрывает перед нами мир природы в «Спит ковыль. Равнина дорогая…»?
7. В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?
8. Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России — Руси?
М. Цветаева
1. Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно… » куст рябины и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?
2. Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
3. Почему так трагичен внутренний облик лирической героини М. Цветаевой?
4. В чём, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини М. Цветаевой?
5. Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. Цветаевой «Родина»?
6. В чём особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
7. Почему так трагически одинока лирическая героиня М. Цветаевой?
8. В каких произведениях XIX века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чём новизна этого мотива у М. Цветаевой?
А.А. Ахматова
1. Как вы понимаете слова А. Ахматовой «Я научила женщин говорить…»?
Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании 17
2. Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?
3. У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?
4. Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?
5. В чём смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?
6. На примере стихотворения «Песня последней встречи» докажите справедливость утверждения К.И. Чуковского: А. Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
7. Стихотворения А. Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской» версии А. Ахматовой?
8. Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»?
9. Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»?
10. Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием»?
11. Почему А. Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?
12. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?
13. Почему А. Ахматову называют «Ярославной XX века?»
Требование 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
Критерий 1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Особенности написания итогового сочинения
Формулировки тем итогового сочинения
Подходы к разработке тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений, открыты.
В 2017/2018 учебном году были предложены следующие направления: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Ниже даётся краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»2.
1 Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения), 2017/18 учебный год.
1. «Верность и измена»
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
Образцы формулировок тем итогового сочинения
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: по-сильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведён перечень закрытых тем 2017/18 учебного года:
«Верность и измена»
1. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
2. Как и почему становятся изменниками?
3. Кого можно назвать верным другом?
4. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
5. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
6. Что значит быть верным долгу?
7. Как вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
8. Можно ли изменить мечте?
9. Когда измену можно простить?
10. Какие причины могут привести человека к измене?
11. Надо ли хранить верность традициям?
12. Всегда ли измена своим убеждениям — это измена самому себе?
13. Измена близкого человека как горький жизненный опыт.
14. Согласны ли вы с мыслью, что предательство и измена — проявления слабости?
15. Согласны ли вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?
16. Согласны ли вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?
17. Почему предательство обычно ищет для себя оправданий?
18. Ценности, которым изменить нельзя.
19. Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
20. Как связаны ложь и измена?
21. Согласны ли вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
«Равнодушие и отзывчивость»
1. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
2. Какого человека называют отзывчивым?
3. Считаете ли вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
4. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
5. Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
6. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
7. Равнодушие — вина человека или его беда?
8. Когда равнодушие бывает показным?
9. Чем опасно равнодушие?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов