ЕГЭ . Литература. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Ерохина Е.Л.

В пособии содержится характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе; приведен перечень проверяемых элементов содержания; рассмотрены типичные ошибки выпускников на едином государственном экзамене по литературе, а также даны рекомендации по подготовке к выполнению трех типов заданий: с развернутым ответом ограниченного объема; заданий, основанных на сопоставительном анализе произведений; заданий, требующих написания сочинения. Рекомендации включают теоретический материал и задания для тренировки.
Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11 классов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. Издание включает задания в формате ЕГЭ 2018 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям -оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

[kkstarratings]

ЕГЭ . Литература. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Ерохина Е.Л.

ЕГЭ . Литература. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Ерохина Е.Л.

2.4. Лирика Ф.И, Тютчева
— На основе анализа лирики Тютчева, раскройте смысл высказывания литературоведа Л.В. Тодо-рова: «высокое понимание духовности русской народной жизни выявилось в стихотворных картинах природы… Лирический герой воссоединяет все свое существо с неповторимым русским пейзажем. Именно через него он воспринимает духовную жизнь страны, столь сложную для иноплеменного понимания славянскую душу».
Ключевые слова для ответа: противоречия, гармония, любовь к России, борьба.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить.
— Докажите, что антитеза — главный композиционный прием стихотворения. Как он связан с особенностями воплощения патриотической темы Тютчевым?
— Есть ли лирический герой в этом стихотворении? Обоснуйте свою точку зрения.
— Укажите повтор в стихотворении. С какой целью он используется в тексте, отличающемся предельным лаконизмом?
— Какие(ая) мысли(ь) объединяют(ет) все приведенные ниже высказывания о стихотворении Тютчева? Дайте развернутый ответ.
2.5. Л.Н. Толстой «Война и мир»
— Прочитайте фрагмент статьи В.И. Сахарова.
Заполните пропуски в тексте статьи, вставив имена героев романа-эпопеи.
«Главная цель и идея книги Льва Толстого в том и состояли, чтобы показать, как русское образованное общество через неудачные первые столкновения с Наполеоном, через позор Аустерлица, Фридланда и Тильзитского мира пришло к ощущению себя частью своего народа, к пониманию значения простого народа, выявившегося в этом великом испытании. Эти люди вдруг поняли, что они -русские, что у них есть история и отечество, которые надо защищать не только царю, армии и полководцам, а всему народу… Появилось чувство ответственности друг перед другом и перед страной, общего народного дела. Родилось национальное самосознание…
Далее это общее чувство патриотизма и самопознания выходит наружу и придает войне и народному сопротивлению общенациональной характер».
— Заполните таблицу.
Вопрос Ответ В.И. Сахарова (цитата или выборочный пересказ) Подтверждение из текста «Войны и мира»
Каковы главная цель и идея романа Толстого?
Каков, по Толстому, русский мир накануне войны 1805-07 годов?
2.6. А. А. Блок. Лирика
Прочитайте стихотворение и дайте развернутые аргументированные ответы на вопросы.
Россия
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первыя любви!
Тебя жалеть я не умею,
— Как в тексте реализуется главный композиционный прием — антитеза? Какова его роль в стихотворении?
— С какой целью Блок использует олицетворение?
— Найдите в тексте оксюморон и покажите, как использование оксюморона помогает выразить сложные, противоречивые патриотические чувства лирического героя.
— Можно ли утверждать, что прочитанное вами стихотворение — о любви?
— Некоторые исследователи интерпретируют образ «три стертых…шлеи» как символ самодержавия, православия и народности. Согласны ли вы с этим утверждением?
2.7. С. А. Есенин. Лирика
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и дайте развернутые аргументированные ответы на вопросы.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Шаг 3. Сопоставительный анализ
3.1. Проанализируйте представленный ниже образец сопоставительного анализа. При необходимости внесите исправления и дополнения.
Модель сопоставления М.Ю. Лермонтов «Родина» А.А. Ахматова «Родная земля»
Модель сопоставления М.Ю. Лермонтов «Родина» АЛ. Ахматова «Родная земля»
3.2. Проведите самостоятельный сопоставительный анализ, опираясь на предложенную модель и образец.
Модель сопоставления
С. Есенин «Русь советская»
М. Цветаева «Тоска по Родине! Давно…»
Время создания
Жанр
Основания для сопоставления (общий мотив, тема, образ и т.д.) — тема Родины
Основные изобразительные средства, использованные для раскрытия темы (авторской позиции, образа и т.д.)
Чем близки произведения Трагические переживания отвергнутого Родиной лирического героя, но и глубокая, духовная связь с нею
Чем различаются
Выводы —
3.3. Проведите самостоятельный сопоставительный анализ, опираясь на предложенную модель и образец.
Модель сопоставления
Толстой «Война и мир»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Текст произведения
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
3.4. Проведите самостоятельный сопоставительный анализ, опираясь на предложенную модель и образец.
Модель сопоставления «Слово о полку Игореве» А. Блок «Река раскинулась, течёт, грустит лениво…»
Текст произведения Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
3.5. Проведите самостоятельный сопоставительный анализ, опираясь на предложенную модель и образец.
Модель сопоставления М.Ю. Лермонтов «Родина» С. Есенин «Той ты, Русь, моя родная…»
Текст произведения Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Основания для сопоставления (общий мотив, тема, образ и т.д.) — тема Родины
Основные изобразительные средства, использованные для раскрытия темы (авторской позиции, образа и т.д.)
Чем близки произведения Любовь к Родине — это любовь к ее природе
Чем различаются
Выводы
Шаг 4. Оцените себя
Удалось ли вам выполнить все задания? Объясните причины своей удачи (неудачи). Какие задания показались вам наиболее трудными? Почему? Какие задания показались вам наиболее легкими? Почему?
Какие задания показались вам наиболее интересными? Что именно вызвало интерес? Какие задания показались неинтересными? Почему?
В каких случаях вы обращались к дополнительным источникам информации? К каким именно?
Для выполнения сопоставительных заданий ЕГЭ по литературе 2018 года необходимо подобрать ОДНО произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста) и дать прямой связный ответ на вопрос, выявив (по своему усмотрению) либо черты сходства, либо черты различия.
Критерии проверки выполнения заданий, основанных на сопоставительном анализе произведений.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (включаются и служебные слова), то работа оценивается 0 баллов. Критерии 1 и 2 являются основными. Если хотя бы по одному из них за ответ ставится 0 баллов, ответ оценивается 0 баллов.
1. Соответствие ответа заданию (сопоставление):
а) выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа — 2 балла;
б) выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа -1 балл;
в) выбранное произведение не сопоставлено с предложенным текстом, или произведение для сопоставления не выбрано — 0 баллов.
2. Глубина ответа
а) дан глубокий ответ на вопрос задания — 2 балла;
б) дан поверхностный ответ на вопрос задания — 1 балл;
в) ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен (грубо искажено содержания произведения) -0 баллов.
3. Аргументированность, логичность и речевое оформление ответа
3.1. Опора на текст:
а) тезисы обоснованы текстом произведения — 1 балл;
б) тезисы не обоснованы текстом произведения — 0 баллов.
3.2. Фактологическая точность:
а) фактические ошибки отсутствуют — 2 балла;
б) допущена одна фактическая ошибка — 1 балл;
в) допущено более одной фактической ошибки — 0 баллов.
3.3. Логичность:
а) логические ошибки отсутствуют — 1 балл;
б) допущена одна или более одной логической ошибки — 0 баллов.
3.4. Соблюдение речевых норм
а) речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка — 1 балл;
б) допущено более одной речевой ошибки — 0 баллов.
Рекомендации по подготовке к написанию сочинения на едином государственном экзамене по литературе
Наиболее важными в экзаменационной работе по литературе являются задания с развернутым ответом (сочинения), проверяющие умение интерпретировать художественный текст в соответствии с поставленным вопросом. Процент выполнения этих заданий невысок.
При написании развернутого ответа от экзаменуемых требуется привлечение историко-литературного материала и понятийного аппарата в качестве инструмента анализа.
Следует иметь в виду, что качество ответа выпускника, уровень его подготовленности по предмету оценивается не по количеству использованных им терминов и понятий, а по глубине анализа произведения и целесообразности использования необходимых инструментов для его проведения.
Как показывают результаты анализа ЕГЭ по литературе, обучение связному высказыванию на литературные темы (письменные ответы на вопросы, сочинение) остаётся важнейшей проблемой литературного образования. Учащиеся, преодолевающие минимальную границу на ЕГЭ по литературе, испытывают трудности при выполнении заданий, требующих развернутого ответа. При выполнении заданий с развернутыми ответами экзаменуемые допускают ошибки, связанные с недостаточным знанием (а в ряде случаев незнанием) текста художественных произведений* историко-литературного и культурно-исторического контекста; с неверным или неточным использованием терминов и понятий; неадекватным прочтением формулировок заданий; неумением построить собственное монологи- ‘ ческое высказывание в письменной форме; с изъянами в речевом оформлении письменных ответов разного объема.
Сочинение на едином государственном экзамене по литературе представляет собой связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 4 темы, охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — произведения первой половины XIX века, 2 — произведения второй половины XIX века, 3 — произведения XX века, 4 — произведения по выбору учащегося. Выпускник выбирает только одну из тем и раскрывает ее, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
На экзамене представлены разные типы тем.
1. Темы, предполагающий литературоведческий анализ произведения:
— Особенности жанра пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»;
— Система образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
— Особенности композиции романа И.А. Гончарова «Обломов»;
— Роль пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
— Символическое значение сцены с ключом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»);
— Романтические черты ранней лирики Маяковского;
— «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова как «роман в романе».
2. Темы, в основе которых анализ проблематики, идейного содержания, характеристика героев произведения:
— Тема семьи в романе И.А. Гончарова «Обломов»;
— Гуманистические идеи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
— «Маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя. (На примере одного произведения);
— Образ поэта в лирике В.В. Маяковского;
— Особенности воплощения темы любви в лирике А.А. Блока;
— С. А. Есенин — «последний поэт деревни».
3. Темы, нацеливающие на интерпретацию произведения, выражение собственного отношения к героям и событиям:
— Ваш любимый герой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»;
— Кто из героев романа Ф.М. Достоевского вызывает у Вас чувство сострадания?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов