Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 2. Подготовка к сочинению. Зинина Е.А. и др.

Учебный курс «Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания» создан авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов и экспертов ОГЭ и предназначен для подготовки обучающихся 8—9 классов к государственной итоговой аттестации. Материал пособия нацеливает обучающихся на актуализацию и систематизацию знаний по всем элементам проверяемого содержания и предполагает практическое применение литературных знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. Курс состоит из двух частей. В первую часть включены задания, связанные с анализом текстов эпических, лироэпических, драматических и лирических произведений. Вторая часть пособия содержит задания, требующие развёрнутого ответа, и задания для подготовки к сочинению. Пособие создано с опорой на проекты документов, регламентирующих разработку КИМ.

[kkstarratings]

Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 2. Подготовка к сочинению. Зинина Е.А. и др.

Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 2. Подготовка к сочинению. Зинина Е.А. и др.

Задание 4. Работа в группах.
Выберите одну из тем сочинений и составьте план её раскрытия.
Темы сочинений для группы 1.
1. Какие черты в Онегине привлекательны для автора и в чём он принципиально отличен от Онегина? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
2. «Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
3. Смысл финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Темы сочинений для группы 2.
1. «Меж ними всё рождало споры…» (Тема дружбы и вражды в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
2. «Блажен, кто смолоду был молод…». Владимир Ленский и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
3. Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Темы сочинений для группы 3.
1. Сёстры Ларины. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. «Татьяна, милая Татьяна…» (Авторский идеал в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. Смысл финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
(JO 2. Подготовка к сочинению
Работа дома Напишите сочинение на одну из тем по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
1. Жанровое своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
2. Система образов комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
3. Образ города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
4. Чиновник города N (характеристика одного из чиновников по выбору учащегося).
5. Смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
6. Мастерство речевых характеристик в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (на примере двух персонажей).
7. Обличение ложных ценностей в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
8. Репетилов и Хлестаков как два близких литературных героя.
9. Трагические мотивы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Урок 6. Оценивание сочинения по критерию 6 «Фактологическая точность»
Фактические ошибки представляю собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.
Фактические ошибки можно разделять на грубые и негрубые. Безусловно, если экзаменуемый утверждает, что автором «Капитанской дочки» является Лермонтов, или называет Чадского Чуйским — это грубые фактические ошибки. Если же в имени героини романа «Герой нашего времени» Бэла допущена ошибка (Бела или Бэлла), то эта ошибка может оцениваться как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.
Вследствие плохого знания текста произведения экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, вкладывая в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т. д.); искажают сюжет и проч. К типичным фактическим ошибкам относятся:
1) искажение историко-литературных фактов;
2) искажение имён собственных;
3) ошибки в обозначении времени и места события;
4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.
Выполняя задания, опирайтесь на критерий №6
Баллы 6. Фактологическая точность
2 Допущено не более одной фактической ошибки
1 Допущены две фактические ошибки
0 Допущено более двух фактических ошибок
(JO 2. Подготовка к сочинению
Задание 1. Самостоятельная работа.
Прочитайте фрагменты сочинений, найдите в них фактические ошибки и исправьте их
— «Элегия — один из основных жанров классицизма в литературе. Она представляет собою размышление о вечных темах, окрашенное светлой грустью».
— Отец Гринёва, Петр Гринёв, отличался строгостью и решительностью характера.
— Действие романа «Бедная Лиза» происходит в Петербурге.
Задание 2. Работа в группах.
Ответьте на вопросы с целью проверки знания содержания изученных произведений.
Задание для группы 1 «Слово о полку Игореве»
1. К какому веку относится создание «Слова…»?
2. Какие исторические события положены в основу сюжета «Слова…»?
3. Кому из легендарных поэтов-певцов противопоставляет себя автор в начале произведения ?
4. За что автор «Слова…» осуждает Игоря?
5. Какие знамения предшествовали походу Игоря?
6. Почему князь Игорь решил продолжить поход на половцев, несмотря на недобрые предзнаменования?
7. Чем закончился первый бой с половцами?
8. Каков исход второго боя с половцами?
9. Каковы последствия неудачного похода Игоря и его брата Всеволода против половцев?
10. Какова судьба Всеволода?
11. Каково содержание сна, увиденного Святославом?
12. Назовите город, в котором князь Святослав, обращаясь к своим соратникам, произносит «золотое слово».
13. К чему призывает князей Святослав в своем «золотом слове»?
14. Какие обстоятельства подтолкнули князя Игоря к бегству из плена?
15. Кто помогает князю Игорю бежать из половецкого плена?
16. Назовите город, куда бежит Игорь из плена.
17. Как встречают вернувшегося из плена Игоря русские люди?
18. Какая фраза становится рефреном «Слова…»?
19. Кто к князю Игорю обращается со словами: «Оба мы — Святославичи»?
20. Какого русского князя автор «Слова…» называет то «яр тур», то «буй тур», восхищаясь его воинским мужеством?
21. Кто из героев «Слова…» произносит следующие слова: «Сядем же, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».
(JO 2. Подготовка к сочинению
22. Портрет какого русского князя рисует автор в этих строчках: «Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие! Рассечены саблями калёными шеломы оварские тобою, ярый тур…»?
23. Назовите героиню «Слова…», которая «плачет в Путивле на забрале», оплакивая судьбу Игоря-князя.
24. Кто из героев «Слова…» обращается к войску со словами: «Братья и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным…».
25. Какие жанры фольклора и древнерусской литературы нашли отражение в «Слове…»?
Задание для группы 2
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
1. Укажите имя и фамилию главного героя пьесы.
2. Каким наукам обучают главного героя?
3. Что представляют собой учителя и наставники «недоросля»?
4. Назовите фамилии учителей Митрофана.
5. Кем на самом деле оказался Вральман?
6. Почему учение стало необходимостью для дворянских детей?
7. Какое положение в доме Простаковых занимает Софья?
8. Кто из героев пьесы претендует на руку и сердце Софьи?
9. Каковы жизненные цели Митрофана?
10. Каковы первоначальные планы Простаковой относительно Софьи и как они меняются по ходу действия?
11. С какой целью приезжает в имении Простаковых Правдин?
12. Кого из персонажей можно отнести к героям-резонерам?
13. Что известно о прошлом Стародума?
14. С какой целью Стародум устраивает импровизированный экзамен для Митрофана?
15. Какие «контрмеры» предпринимает Простакова, стремясь разрушить планы Стародума?
16. Благодаря кому интрига Простаковых терпит крах?
17. Какова развязка пьесы?
18. Кем из героев пьесы произнесена реплика, ставшая афоризмом: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
19. Кто из героев пьесы характеризуется следующим образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»?
(JO 2. Подготовка к сочинению
20. Кому принадлежит приведённая реплика: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою»?
21. Кто из героев произносит следующий афоризм: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище»?
22. Кто и кому говорит следующую фразу: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен»?
23. Кто из героев дает себе такую характеристику: «С утра до вечера… рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»?
24. Вставьте пропущенные слова в последней реплике Простаковой: «Погибла я совсем! Отнята у меня …! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет уменя …!»
25. Кто и в связи с чем произносит последнюю реплику пьесы: «Вот злонравия достойные плоды»?
Задание для группы 3
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
1. Где происходит действие комедии?
2. Назовите два основных конфликта комедии «Горе от ума». Какой из них является сюжетообразующим?
3. Чем вызван гнев Фамусова в начале комедии?
4. В кого влюблена Софья Фамусова?
5. Как Фамусов относится к Лизе?
6. В кого влюблена Лиза?
7. Кем служит Молчалин в дом Фамусова?
8. Какими средствами Молчалин пытается добиться расположения Лизы?
9. Почему Молчалин заставляет себя ухаживать за Софьей?
10. Зачем Софья сочиняет сон и рассказывает его отцу?
11. В какой момент и с какой целью Софья восклицает: «Ах, батюшка, сон в руку!»?
12. Что известно о матери Софьи?
13. Чем Чацкий особенно раздражил Софью при первом появлении в доме Фамусовых?
14. Почему Фамусов особенно ласков со Скалозубом?
15. За что Наталья Дмитриевна рассердилась на Чацкого?
16. За что в обществе Фамусова ценят Загорецкого?
17. Кто на бал к Фамусову приезжает с «арапкой-девкой да собачкой»?
18. Чем Чацкий прогневил Хлёстову?
19. Из-за чего поспорили Фамусов и Хлёстова?
(JO 2. Подготовка к сочинению
20. Кто из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» первым сочиняет и распускает слух о сумасшествии Чацкого?
21. Кто из героев пьесы отказывается верить в слух о сумасшествии Чацкого?
22. Куда Репетилов приглашает Чацкого?
23. В какой момент Чацкий узнает о том, что Молчал и н — избранник Софьи?
24. Какое решение принимает Софья по отношению к Молчалину, узнав о его притворстве?
25. Каким наказанием Фамусов грозит Софье в финале пьесы? Задание 3. Самостоятельная работа.
Прочитайте фрагменты разных ответов на один вопрос и создайте свой ответ на основе предложенных.
ЧАСТЬ 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1—2.4). В бланке ответов N9 2 укажите номер выбранной Вами темы. Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается О баллов). Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по
лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Каково значение образа Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
2. Как в лирике Н. А. Некрасова воплощается представление поэта о верном и неверном социальном устройстве общества? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору.)
3. Как в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» раскрывается тема любви?
4. Какую роль в лирике С. А. Есенина играют картины природы? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору.)
(JO 2. Подготовка к сочинению
(JO 2. Подготовка к сочинению
Урок 7. Оценивание сочинения по критерию 7 «Соблюдение речевых норм»
В начале курса уже шла речь о важности речевого оформления работы. При написании сочинения необходимо следить за правильностью выражения мыслей.
Старайтесь точно выбирать слова, использовать разнообразную лексику и синтаксические конструкции.
Выполняя задания, опирайтесь на критерий 7.
Баллы 7. Соблюдение речевых норм
2 Допущено не более двух речевых ошибок
1 Допущены три-четыре речевые ошибки
0 Допущено пять или более речевых ошибок
Задание 1. Самостоятельная работа. Прочитайте предложенные фрагменты сочинений, отметьте сильные стороны речевого оформления сочинений, найдите речевые ошибки, предложите свой вариант правки.
Тема семьи в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» довольно полно раскрывается тема семьи, любви, семейного дома. Главным объектом в этой теме является семья Мироновых — капитан, его жена и дочь, Маша.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов