Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 1. Анализ художественного текста. Зинина Е.А. и др.

Учебное пособие «Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания. Анализ художественного текста» создано авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов и экспертов ОГЭ и предназначено для подготовки обучающихся 8—9 классов к государственной итоговой аттестации.
В КИМ ОГЭ 2018 года вносится ряд изменений, которые не затрагивают структуру экзаменационной работы. Усовершенствованы и сближены с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена большая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования. Максимальный балл за всю работу увеличен с 23 до 29.

[kkstarratings]

Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 1. Анализ художественного текста. Зинина Е.А. и др.

Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 ч. Часть 1. Анализ художественного текста. Зинина Е.А. и др.

102 6, Выполнение заданий всех типов
(по фрагментам эпических, лироэпических, драматических произведений)
Урок 1. Тренинг. Выполнение заданий 1.1.1-1.1.3. Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3.
София, Лиза, Молчалин, Фамусов.
Фамусов Что за оказия! Молчалин, ты, брат?
Молчалин Я-с.
Фамусов Зачем же здесь? и в этот час? И Софья!.. Здравствуй, Софья, что ты Так рано поднялась! а? для какой заботы? И как вас Бог не в пору вместе свёл?
София Он только что теперь вошёл.
Молчалин Сейчас с прогулки.
Фамусов Друг. Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок? А ты, сударыня, чуть из постели прыг, С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы! Всю ночь читает небылицы, И вот плоды от этих книг! А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!..
Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём — 3—5 предложений). Обосновывайте свои суждения текстом приведённого фрагмента (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1.1.1 В чём причина гнева Фамусова?
1.1.2 Почему Молчалин практически не участвует в разговоре?
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём — 5—8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Обосновывайте свои суждения текстом двух приведённых фрагментов (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1.1.3 Сопоставьте фрагмент комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» с фрагмен-том комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». К каким выводам привело вас это сопоставление?
102 6, Выполнение заданий всех типов
(по фрагментам эпических, лироэпических, драматических произведений)
Те же и Анна Андреевна.
Анна Андреевна (увидев Хлестакова на коленях). Ах, какой пассаж!
Хлестаков {вставая). А, чёрт возьми!
Анна Андреевна (дочери). Это что значит, сударыня! Это что за поступки такие?
Марья Антоновна. Я, маменька…
Анна Андреевна. Поди прочь отсюда! слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
Марья Антоновна уходит в слезах.
Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём — 3—5 предложений). Обосновывайте свои суждения текстом приведённого фрагмента (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
102 6, Выполнение заданий всех типов
(по фрагментам эпических, лироэпических, драматических произведений)
1.1.1 В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится герои— ня?
1.1.2 Как характеризует Татьяну её представление об Онегине?
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём — 5—8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Обосновывайте свои суждения текстом двух приведённых фрагментов (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже фрагментом ^^^^ письма Веры к Печорину из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, моё слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моём сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.
Вариант 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3.
Тут только понял Чудик, что — да, невзлюбила его сноха. А за что действительно?
— А вот за то, што ты — никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я её, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает… Она и меня-то тоже ненавидит — что я неответственный, из деревни.
— В каком управлении-то?
— В этом… горно… Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Што она, не знала, што ли?
Тут и Чудика задело за живое.
— А в чём дело, вообще-то? — громко спросил он, не брата, кого-то ещё…
— Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в чёрной рамке, так смотришь — выходец из деревни. Надо газеты читать*.. Што ни фигура, понимаешь, так — выходец, рано пошёл работать.
— А сколько я ей доказывал: в деревне-то люди лучше, незаносистые.
— А Степана-то Воробьёва помнишь? Ты ж знал его…
— Знал, как же.
6, Выполнение заданий всех типов
(по фрагментам эпических, лироэпических, драматических произведений)
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.
Звали его — Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.
(В. М. Шукшин. «Чудик»)
Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём — 3—5 предложений). Обосновывайте свои суждения текстом приведённого фрагмента (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1.1.1 Почему конфликт Чудика с женой брата воспринимается как неизбежный?
1.1.2 С помощью каких средств автор передаёт психологическое состояние ге-—^ роев?
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём — 5—8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Обосновывайте свои суждения текстом двух приведённых фрагментов (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1.1.3 Сопоставьте фрагменты рассказов В. М. Шукшина «Чудик» и «Микроскоп» ——■ (приведён ниже). В чём сходство натур Василия Князева и Андрея Ерина?
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил, как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп.
— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
6, Выполнение заданий всех типов
(по фрагментам эпических, лироэпических, драматических произведений)
Вдвоём с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра… Когда шёл дождик, рассматривали дождевую капельку. Ещё отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы… И там этих беленьких кишмя кишело.
Задание 2. Прочитайте алгоритм работы над заданием.
Для выполнения задания 1.2.3 нужно сопоставить предложенные стихотворения в указанном аспекте. Используйте для этого следующий алгоритм действий:
• выделите в вопросе ключевые слова, задающие аспект сопоставления (пейзажные зарисовки)-,
• в каждом стихотворении подчеркните те элементы текста, в которых нашёл отражение указанный аспект; определите, какие мотивы, образы, изобразительно-выразительные средства стихотворений связаны с этим аспектом;
• выделите в вопросе констатирующую часть, она представляет собой утверждение, которое принимается как данное и не является целью вашего ответа (пейзажные зарисовки различаются);
• сопоставьте описания природы в двух стихотворениях, охарактеризуйте различия между этими описаниями;
• определите ключевое вопросительное слово задания, именно на него вы должны будете ответить {чем?)]
• сформулируйте краткий прямой ответ на вопрос задания;
• аргументируйте свой ответ, опираясь на тексты стихотворений.
Этот алгоритм носит обобщённый характер и может быть использован для выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3.
Задание 3. Я выполняю задание ОГЭ
Дайте письменный ответ на вопрос задания 1.2.3, следуя инструкции из контрольной работы ОГЭ.
Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов № 2 номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём — 5—8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Обосновывайте свои суждения двумя приведёнными текстами. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
7. Ответ на вопрос задания сопоставительного
характера (по лирическим произведениям)
Задание 4. Работа в парах
Обменяйтесь работами, написанными дома, и проанализируйте их с опорой на критерии, отредактируйте свои ответы по замечаниям одноклассников.
Работа дома Я выполняю задание ОГЭ
Прочитайте приведённые ниже стихотворения и выполните задание.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение В. С. Высоцкого «Он не вернулся из боя» со —— стихотворением Б. Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики». В чём заключается близость проблематики этих стихотворений?
Помните, что ваш ответ должен опираться на сопоставление стихотворений по указанному в задании направлению.
ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ
Почему всё не так? Вроде — всё как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов