ОГЭ 2019. Литература. Справочник. Багге М.Б., Белова М.Г.

Пособие предназначено для подготовки к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по литературе. Оно поможет систематизировать знания по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах, выносимых на итоговую аттестацию, а также правильно выстроить стратегию и тактику подготовки к ОГЭ.
Структура пособия соответствует этапам подготовки к экзамену. Знакомясь с содержанием Раздела I «Рекомендации к выполнению заданий КИМ ОГЭ по литературе», выпускники получают возможность проверить свою готовность к сдаче экзамена и убедиться в том, как важно на экзамене показать знание текста. Выполняя задания в формате государственной аттестации, ученики могут оценить свои знания и умения, определить направления индивидуальной подготовки.
Пособие составлено с учётом специфики основных учебных программ по предмету и содержит краткий теоретический курс основного общего образования, представленный на основе кодификатора, разработанного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

[kkstarratings]

ОГЭ 2019. Литература. Справочник. Багге М.Б., Белова М.Г.

ОГЭ 2019. Литература. Справочник. Багге М.Б., Белова М.Г.

Новый взгляд на мир и человека в романтизме:
• Размыто чёткое разделение хорошего и плохого, добра и зла.
• Мир, в котором живёт человек, внутренне противоречив.
• Идея двоемирия: противопоставление героя, его идеала окружающей реальности.
• Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника. Мысль о несовершенстве реального мира.
• Акцент на мечту, вера в лучшее будущее.
• Борьба с обывательским представлением о мире и природе.
• Невозможность в одиночку изменить мир, и как следствие — мировая скорбь.
• Желание преобразить мир с помощью искусства.
• Необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах. Стремление к экзотике.
• Возрождение традиций фольклора, средневекового искусства с его исконным дуализмом: Бог— «-» дьявол— « + ».
Характерные черты романтических произведений:
• Борьба добра и зла как основа развития всего живого.
• Добро не может существовать без зла. Идеализация зла в западноевропейской литературе.
• Попытки романтиков изучить взаимоотношения между человеком и обществом, человеком и природой.
• Попытка разорвать исторические и социальные связи, вопреки историческим законам оказать решающее влияние на жизнь общества.
• Идея развития присутствует во всех романтических произведениях. Диалектическое изображение человека и действительности.
• Открытие разностороннего мира, находящегося в постоянном движении.
Роль искусства в жизни человека, по представлениям романтиков:
• «Почти каждый человек хотя бы в малой степени является художником» (Новалис).
• Задача искусства — пробудить в человеке лучшее, победить в нём обывателя.
69
• Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника.
• Реальный мир вторичен в сравнении с идеальным миром, созданным фантазией художника.
• Задача преобразования мира возлагается на искусство. Утверждаются преобразовательные функции искусства. Художник наделяется свойствами мессии (спасителя).
• Провозглашается свобода творчества.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Задание 11
Сравните два стихотворения со сходным названием — «Туча» А. С. Пушкина и «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Оба стихотворения принадлежат одному направлению — романтизму.
Найдите характерные для романтизма черты.
Найдите общие и отличные принципы изображения мира.
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.
(А. С. Пушкин «Туча» )
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(М. Ю. Лермонтов «Тучи» )
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Задание 12
Ответьте на вопросы:
1) Какие признаки реалистического направления вы можете назвать, говоря о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
2) Поясните тезис: «Реализм отражает жизнь во всем её многообразии». Сравните с классицизмом, романтизмом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Реалисты изображают типичные характеры в типических обстоятельствах.
Рисуя образ индивидуума, они делают это так, что в характере определённого персонажа отражаются часто встречающиеся во многих людях и потому узнаваемые черты. Ведь в Гобсеке Бальзака, в Онегине и Печорине — образах Пушкина и Лермонтова — узнавали черты, присущие многим людям.
Реалистические принципы изображения мира и человека породили и новую поэтику. Реалистов привлекали подробности в жизни человека и в природе, потому большое внимание они уделяли художественной детали. Художники-реалисты пытались показать многообразную, насыщенную, многогранную действительность. Вот как об этом говорил писатель Эмиль Золя: «Заставить реальных героев действовать в реальной среде, дать читателю ломоть человеческой жизни…»
В реалистическом методе не было места пристрастиям классицистов, романтиков, не было того интеллектуального шаблона, который сужал рамки самой действительности. Изображение мира утратило абстрактно-условный, отвлечённо-аллегорический характер. Появлялась возможность исследовать мир и человека: когда, как, при влиянии каких обстоятельств сложился чей-то характер, судьба.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Задание 12
1. После чтения статьи сформулируйте собственный вывод о реализме как направлении искусства.
2. Как вы понимаете характерное выражение о реалистическом образе— «типичный характер в типических обстоятельствах». Приведите примеры типичных характеров из прочитанных вами реалистических произведений.
4. Назовите основные особенности поэтики литературы реализма.
5. Приведите примеры из эпических произведений, свидетельствующие о том, что писатель-реалист воссоздаёт жизнь в «формах самой жизни».
6. Распределите имена писателей в соответствии с литературными направлениями: Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. М. Гоголь, Д. И. Фонвизин, М. В. Ломоносов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов:
Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм
Задания КИМ ОГЭ, при выполнении которых необходимы знания о литературных направлениях:
«Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?» (Д. И. Фовизин «Недоросль»). Как бы ответили на этот вопрос писатели-классицисты?
Почему в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин рассуждают об образе идеального государя?
Как в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Какие ценности утверждаются М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?
Форма и содержание литературного произведения
Для выполнения КИМ ОГЭ нужно
знать:
• содержание понятий «форма литературного произведения», «содержание литературного произведения »;
• определение понятий «композиция», «автор-повествователь», «образ автора», «персонаж», «лирический герой», «тема литературного произведения», «идея литературного произведения»;
понимать:
• взаимозависимость построения художественного произведения и его соде-рания; сязь композиции художественного произведения и его идеи;
• взаимосвязь типа и характера, автора-творца и лирического героя;
уметь:
• формулировать тему и идею художественного произведения;
• различать в художественном произведении автора, автора-повествовате-ля, автора-рассказчика, биографического автора, автора-творца, лирического героя;
• определять в художественном произведении элементы композиции;
• устаналивать систему персонажей, разграничивать главных, второстепенных и эпизодических персонажей;
• различать типы лирических отступлений;
• анализировать явления формы и содержания литературного произведения с помощью алгоритма.
Литературное произведение следует читать на двух языках: непосредственно на том, на котором произведение написано, и на специфическом языке искусства, в котором выражается скрытый, не сразу понимаемый читателем, возникающий после определённой работы смысл. Не всегда читатель понимает важность работы по постижению языка искусства. Может быть, к убеждению в важности такой работы вы сможете прийти после сравнения литературного произведения с живописной картиной.
Лирический герой — условный образ человека, наделённый устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой, который говорит о себе «я» в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении.
Лирический герой (термин введён Ю. Н. Тыняновым) не тождествен образу автора — создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, душевные переживания, манеру речевого самовыражения, индивидуальные черты личности лирического героя.
Между поэтом и лирическим героем всегда ощущается некая дистанция.
Лирический герой не столько субъект, сколько объект изображения, «„Я» сотворённое» (М. М. Пришвин). Отношения между поэтом и лирическим героем сопоставимы с отношениями между автором-творцом, создателем произведения, и литературным героем. Несмотря на то что лирический герой — персонаж, можно сказать, что в его образе «исповедательность, самонаблюдение преобладают над вымыслом» (И. Б. Роднянская).
Ролевая лирика — повествование от первого лица в лирическом стихотворении, когда поэт избирает модель так называемой «ролевой дистанции», а повествователь в стихотворении воспринимается как нетождественный поэту, как персонаж, созданный автором, носитель речи в лирическом стихотворении. Ролевой характер лирического персонажа выявляется в поэтических произведениях благодаря внетекстовым факторам (например, знанию биографии поэта и пониманию того, что изображённое не может иметь места в действительности). Например, стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» представляет собой монолог — обращение к живым павшего на войне. По меткому замечанию А. А. Фета, в ролевой лирике поэту удаётся «чужое вдруг почувствовать своим».
Таким образом, различие между лирическим героем (лирическим субъектом) и героем ролевой лирики заключается в разной степени дистанцирован-ности автора (поэта) от образа (лирического «я») в произведении.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Задание 9
Кто является лирическим героем? В чём проявляется взаимосвязь и взаимозависимость автора-творца произведения и лирического героя?
Система образов
Образ выражает собой идею художника о каких-либо явлениях жизни, причём идея даётся путём отражения явления в его индивидуальной форме с выделением при помощи художественного вымысла наиболее характерных, типичных для данного круга явлений особенностей. Так, М. Ю. Лермонтов свои идеи о человеке в обществе людей 30-х годов XIX века выразил в образе Печорина, созданном путём художественного вымысла и являющимся типическим. Художник не создаёт отдельного, изолированного образа; отражая связь и взаимодействие явлений, он создаёт ряд образов, связанных и переплетённых между собой, отражающих весь сложный комплекс явлений, присущих данной стороне действительности и выражающих его целостное отношение к ней (основную идею произведения). Каждый отдельный образ полностью раскрывается лишь во всём целостном комплексе образов данного произведения, в основной идее, выражаемой в них и организующей их (например, образ Печорина раскрывается только во взаимодействии с образами Максима Максимыча, Бэлы, слепого мальчика, Азамата, Грушницкого и др., но показывает степень индивидуализма в герое).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов