ОГЭ 2019. Литература. Готовимся к итоговой аттестации. Ерохина Е.Л.

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации — основному государственному экзамену (ОГЭ) по литературе. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям -оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.
Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного.

[kkstarratings]

ОГЭ 2019. Литература. Готовимся к итоговой аттестации. Ерохина Е.Л.

ОГЭ 2019. Литература. Готовимся к итоговой аттестации. Ерохина Е.Л.

Чем отличается поэтическое воплощение образа рыцаря в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Пленныйрыцарь» и во фрагменте стихотворения Н.А. Некрасова «Рыцарь на час»?
М.Ю. Лермонтов Пленный рыцарь
Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдёрну с лица я забрало.
1840 год
Н.А. Некрасов Рыцарь на час
О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы! Пламя юности, мужество, страсть И великое чувство свободы -Всё в душе угнетённой моей Пробудилось… но где же ты, сила’? Я проснулся ребёнка слабей. Знаю: день проваляюсь уныло, Ночью буду микстуру глотать, И пугать меня будет могила, Где лежит моя бедная мать.
Всё, что в сердце кипело, боролось, Всё луч бледного утра спугнул, И насмешливый внутренний голос Злую песню свою затянул: «Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Захватило нас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Вы ещё не в могиле, вы живы, Но для дела вы мёртвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано…»
1860-1862 год
ПРИМЕР 16.
Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Листок» и одноименное стихотворение М.Ю. Лермонтова. Какие аллегорические образы объединяют эти произведения?
В.А. Жуковский
Листок
От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь?.. «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долам, по горам По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете всё стремится, Куда и лист лавровый мчится, И лёгкий розовый листок».
1818 год
М.Ю. Лермонтов
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая, С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская, На ветвях зелёных качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. -Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник\ Тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю. По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».
1841 год
ПРИМЕР 13.
Чем различается поэтическое воплощение темы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком …» и А.А. Фета «На севере дуб одинокий…»?
М.Ю. Лермонтов
***
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой -В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. ‘
1841 год А.А. Фет
***
На севере дуб одинокий Стоит на пригорке крутом; Он дремлет, сурово покрытый И снежным, и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма, В далёкой восточной стране, В безмолвной, глубокой печали, Одна, на горячей скале.
1841 год
ПРИМЕР 14.
Чем схоже воплощение темы поэзии в стихотворении Е.А. Баратынского «Муза» и во фрагменте романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Е.А. Баратынский
Муза
Не ослеплён я музою моею: Красавицей её не назовут, И юноши, узрев её, за нею Влюблённою толпой не побегут. Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет; 4
Но поражён бывает мельком свет Её лица необщим выраженьем, Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем, Её почтит небрежной похвалой.
1829 год
А.С. Пушкин «Евгений рнегин»
И ныне Музу я впервые На светский раут привожу; На прелести её степные С ревнивой робостью гляжу. Сквозь тесный ряд аристократов, Военных франтов, дипломатов, И гордых дам она скользит; Вот села тихо и глядит, Любуясь шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И тёмной рамою мужчин Вкруг дам как около картин.
ПРИМЕР 15.
Чем различается настроение стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»?
Ф.И. Тютчев
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть].. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830 года
А.А. Фет
Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно, Ей ничего уже не жаль.
1883 год
ПРИМЕР 16.
Что общего в воплощении темы «человек и природа» в стихотворении В. А. Жуковского «Море» и М.Ю. Лермонтова «Тучи»?
В.А. Жуковский
Море
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далёкое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льёшься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются тёмные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя -Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращённых небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
М.Ю. Лермонтов Тучи
Ревёт гроза, дымятся тучи Над тёмной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятётся -И здесь стою недвижим я.
Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьёшься ты?
О нет! — летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.
Примеры заданий для написания сочинения
Для подготовки к выполнению этого задания полезно писать сочинения по литературе на любые темы. Ваша работа над сочинениями должна быть абсолютно самостоятельной. Важное замечание: если учитель нашёл ошибки и недочёты в содержании или композиции вашего сочинения, обязательно устраните их, редактируйте созданный вами текст до тех пор, пока он не станет безупречным.
Можно потренироваться в написании сочинений, например, на такие темы:
Что сближает «Слово о полку Игореве» с произведениями устного народного творчества? Смысл названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Роль фольклорных традиций в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Какова роль сплетен, молвы в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Каким предстаёт передовой дворянин начала XIX века в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»? В чём смысл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (По лирике А.С. Пушкина) Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в творчестве А.С. Пушкина?
Татьяна Ларина цельная или противоречивая натура? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Проблема чести в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«Чувства добрые» в изображении поэтов пушкинской поры (на примере произведений по выбору учащегося).
Как воплощается тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?
В чём заключается противоречивость характера Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? Роль пейзажа в прозе И.С. Тургенева (на примере произведения по выбору учащегося).
В чём главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?
В чём особенность психологизма Л.Н. Толстого? (На примере произведения по выбору учащегося) Истинное предназначение человека (на примере произведения Л.Н. Толстого по выбору учащегося).
«Маленький человек» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Смешны или грустны рассказы А.П. Чехова? (На примере произведений А.П. Чехова по выбору учащегося)
В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Каково значение образа дома в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Почему А.Т. Твардовский называет героя войны Василия Тёркина «обыкновенным парнем»? Образ нашего современника (на примере произведений по выбору учащегося).
Какие нравственные проблемы раскрывают в своём творчестве современные писатели? (На примере произведений по выбору учащегося)
Как раскрывается сущность человека в исключительной ситуации? (На примере произведений современной литературы по выбору учащегося)
Темы любви и дружбы в произведениях современных писателей (на примере произведений по выбору учащегося).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов