ОГЭ. Литература. Диагностические работы.

Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по литературе в 9 классе в форме ОГЭ. Оно содержит варианты диагностических работ по литературе, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений для проведения государственной итоговой аттестации. В книгу входят также ответы к заданиям и критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом. Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к государственной итоговой аттестации.

[kkstarratings]

ОГЭ. Литература. Диагностические работы.

ОГЭ. Литература. Диагностические работы.

Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1-2.4). На отдельном чистом листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
В чём противопоставлены друг другу Гринёв и Швабрин? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Чем лирика С. А. Есенина может быть интересна современному читателю?
Какие черты личности Хлестакова раскрываются в общении с чиновниками? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)
Какие нравственные ценности утверждает автор в образе Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Работа 2 Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять.
Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1._
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3._
Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?
— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
— Ну, а там что?
— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.
— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём — 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.1.1
1.1.2
Какие черты характера Гринёва-старшего проявились в приведённом фрагменте?
Какую роль в данном фрагменте играет противопоставление?
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём -5-8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.1.3
Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с приведённым ниже фрагментом комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём схожи представления о военной службе Гринёва-старшего и Стародума?
Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.3.
БЕРЁЗЫ
Я люблю, когда шумят берёзы, Когда листья падают с берёз. Слушаю — и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно, Отзовётся в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же берёза Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождём шумел, как улей, Вот такой же жёлтый листопад…
Работа 3
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1-2.4). На отдельном чистом листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Какие черты личности Пугачёва интересны Гринёву и почему? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Произведения какого поэта второй половины XX века близки и созвучны Вам и почему?
Какими предстают в «Слове о полку Игореве» образы русских князей?
Каково авторское отношение к чиновнику Червякову? (По рассказу А.П. Чехова «Смерть чиновника».)
Работа 3 Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять.
Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1._
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.3._
Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина, Князь промолвил: — Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону! -Вспала князю эта мысль на ум -Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: — Копиё хочу я преломить В половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!
Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве» с приведённым ниже фрагментом поэмы А. С. Пушкина «Полтава». В чём схожи описания двух битв? Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твёрдостью своею Её стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины;4 Сдаётся пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью;
Работа 3 Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.3.
Осень
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснётся И заплачет спросонья.
<1899>
(К.Д. Бальмонт)
Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём — 3-5 предложений). Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.1
Как в стихотворении показано приближение осени?
1.2.2 Какую роль в стихотворении играет приём олицетворения?
Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём -5-8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты. Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…» с приведённым ниже стихотворением И. А. Бунина «Осень. Чащи леса…». В чём настроение, переданное в стихотворении К. Д. Бальмонта, схоже с настроением стихотворения И. А. Бунина?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов