Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Гороховская Л.Н.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся 9-го класса образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углублённым изучением предмета.
Материалы справочника помогут повторить курс литературы 5-9 классов, в целом подготовиться к основному государственному экзамену и успешно выполнить задание второй части экзаменационной работы — написание сочинения. Расположение материала соответствует кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной подготовки к экзамену и учителям в качестве вспомогательного материала для организации повторения и закрепления изученного материала.

[kkstarratings]

Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Гороховская Л.Н.

Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Гороховская Л.Н.

1. Основные теоретико-литературные понятия
1.1. Художественная литература как искусство слова
Художественная литература (от лат. litera — буква, письменность) — то, что придумано или сочинено; вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Слово — неисчерпаемый источник познания и средство для создания художественных образов.
1.2. Художественный образ
Художественный образ — 1. Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем выявления и подчёркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность. 2. Термином «образ» обозначают иногда тот или иной троп в произведении (например, образ свободы — «звезда пленительного счастья» у А.С. Пушкина), а также того или иного литературного героя (образ жён декабристов уН.А. Некрасова).
10
Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Картина изображённого в художественном произведении мира складывается из отдельных художественных деталей — мельчайших изобразительных или выразительных подробностей (элементов пейзажа, портрета, отдельных вещей, поступков и др.). Например, в описании дома Плюшкина Н.В. Гоголю понадобилось изобразить множество подробностей, чтобы усилить впечатление бессмысленной скупости, мелочности и убогости жизни героя. Иногда художественная деталь приобретает черты символа. Например, в повести И.С. Тургенева «Ася» в момент переправы господина Н.Н. через Рейн героиня кричит: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили…». Так в тексте возникает тема разбитой любви и разбитой жизни (одно из значений стихии воды — символ жизни).
Символ (от греч. symbolon — условный знак) — сложный для определения термин; в разных словарях объясняется по-разному. Дадим определение через сопоставление символа и аллегории. Символ отличается от аллегории тем, что существует в реальной действительности, в то время как аллегория — плод фантазии. В аллегории есть только два значения: прямое и переносное, причём прямое играет лишь вспомогательную роль. Например, осёл в баснях И. А. Крылова — это упрямец или дурак, лиса — хитрец, заяц — трус и т.д. Символ же многозначен и всегда указывает на большее, чем прямо говорят слова. Связь между предметами и возможными их значениями устанавливается по принципу интуитивной аналогии; символ требует интерпретации.
1. Основные теоретико-литературные понятия
Литературный портрет — изображение внешности человека: лица, одежды, манеры поведения, жестов. Часто в художественном произведении портрет становится характерологическим, то есть по внешним чертам читатель может судить и о внутреннем мире, и о характере героя (например, портрет Печорина в главе «МаксимМаксимыч» романаМ.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Пейзаж — изображение в художественном произведении живой и неживой природы. К функциям пейзажа отнесём не только изображение места действия, но и характерологическую: например, пушкинская Татьяна («Евгений Онегин») «русская душою» в значительной степени потому, что выросла на лоне природы и в общении с ней (см. сцену прощания героини с родными местами перед отъездом в Москву).
В «Медном всаднике» А.С. Пушкина Петербург олицетворяет силу и мощь государственности, величия дела Петра Первого и в то же время враждебен «маленькому человеку». Для Н.В. Гоголя Петербург — город чиновничества и некое мистическое место, где могут происходить самые невероятные вещи (см. финал повести «Шинель»).
Одна из функций пейзажа — психологическая: определённые состояния природы соотносятся с человеческими чувствами и переживаниями (солнце — с радостью, дождь — с грустью). Так, радостный финал «Слова о полку Игореве» создаётся при помощи образа солнца. В этом случае внутреннее состояние героев как бы передаётся окружающей природе. На этом построен приём психологического параллелизма.
Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Параллелизм — один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).
В непогоду ветер Воет — завывает, Буйную головку Злая грусть терзает.
(В. А. Кольцов)
Мир вещей, окружающий человека, становится своеобразной «второй природой» и также выполняет характерологическую функцию. Так, в пушкинском «Евгении Онегине» вещь является показателем изменения характера главного героя в петербургский («Янтарь на трубках Цареграда,/ Фарфор и бронза на столе…» — вещи богатого светского щёголя) и деревенский (портрет «лорда Байрона», статуэтка Наполеона, книги с пометами Онегина на полях — вещные детали человека думающего) периоды жизни.
Мир вещей в творчестве Гоголя («Мёртвые души») значителен не только в связи с конкретным героем, но может рассказать и об укладе жизни в целом.
Психологизм в литературе — это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя — его мыслей, чувств, желаний. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и другие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать вну-
1. Основные теоретико-литературные понятия тренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется пейзаж.
1.3. Фольклор. Основные жанры фольклора
Фольклор — народное творчество, народное искусство. Художественное творчество народа, отражающее его жизнь, идеалы, воззрения, преимущественно устно-поэтическое творчество.
Основные жанры фольклора: былина, легенда, загадка, народная песня, поговорка, пословица, сказка.
Былины — древнерусские эпические песни-сказания, воспевающие подвиги богатырей и отражающие историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом (богатыри бьются с чудовищами, одолевают полчища врагов). Происхождение и содержание былин связывают с двумя древними городами — Киевом и Новгородом, поэтому они объединяются в киевский (например, былины, одним из главных героев которых стал Илья Муромец) и новгородский (например, былина «Садко») циклы.
Легенда (от лат. legenda — чтение, читаемое) — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображённого в сказках, рассказах и т. д.
Учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём они основаны на реальных событиях.
Отличия легенды от мифа. Легенда — повествование о реальных событиях, которые потом претерпели искажения. Легенды могут превращаться в сказки. Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
Загадка — один из малых жанров фольклора. В.И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе их невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Этот жанр фольклора очень древний, однако и в наши дни создаются новые загадки.
Народная песня — произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества.
Чаще всего у народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Существенная черта большинства жанров русской народной песни состоит в непосредственной связи народной песни с бытом и трудовой деятельностью (песни трудовые, сопровождающие различные виды труда: бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.; обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества: колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые — они считаются самыми древними и др.).
Поговорка — широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц поговорки лишены прямого обобщённого поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: «лёгок на помине», «как снег на голову», «бить баклуши» — всё это типичные поговорки, лишённые характера законченного суждения.
Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»; «Москва от копеечной свечки сгорела»). Образность пословиц нередко связана с реалиями быта, повседневной жизни («Лестницу надо мести сверху, а не снизу»; «Клин клином вышибают»). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения («Любишь кататься — люби и саночки возить»; «На Бога надейся, а сам не плошай»).
В.И. Даль, в середине XIX века издавший сборник «Пословицы и поговорки русского народа», считал, что «поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица — ягодка». О древнем происхождении пословиц и поговорок свидетельствует их содержание, передающее мифологические представления людей (например, «бес качает горами, не только нами» и др.).
Сказка — один из жанров фольклора либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Самыми древними считают сказки о животных: они связаны с хозяйственными заботами первобытного человека — рыболова и охотника. В волшебных сказках действуют сверхъестественные силы, волшебные предметы, чудесные помощники. Сравнительно поздно возникли бытовые сказки, в которых героям приходится рассчитывать не на сверхъестественные силы, а на свои способности.
1.4. Литературные роды и жанры
Литературные роды — обобщённый тип словесного художественного творчества, имеющий основной признак: эпос, драма и лирика.
Эпос (от греч. epos — слово, речь, рассказ) — повествование о событиях. Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в её объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора, личность которого скрыта от слушателей или читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается. Повествование ведётся от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника и реже героя событий.
Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (персонажей).
Эпос имеет свою систему жанров, и хотя в историческом развитии она претерпела значительные изменения и взаимодействовала с жанрами лирики и драмы, в своих основах она сохранилась.
Историческое развитие эпоса привело к возникновению трёх структурных форм: малой, средней и большой. Можно выделить и самые краткие формы: анекдот, басню, притчу.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов