Сергей Юльевич Витте — исторический портрет

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье крупного провинциального чиновника Юлия Федоровича Витте. Предки по отцовской линии вышли из Голландии и переселились в Прибалтику, родословная по линии матери велась от князей Долгоруких — сподвижников Петра I. Российское потомственное дворянство фамилии получило в середине XIX в.
Сергей Юльевич получил типичное дворянское воспитание. В 1866 г., в соответствии со своими интересами и наклонностями, он поступил в Новороссийский университет в Одессе на физико-математический факультет. Молодость С.Ю. Витте совпала с переломными моментами в жизни России: в детстве он был современником Крымской войны, в юности — великих реформ 60-х годов. Поражая успехами в учебе своих сокурсников и профессоров, Витте мечтал о научно-педагогической карьере, однако признанная неудачной диссертация по высшей математике, а также возникшие в связи с кончиной отца семейные проблемы заставили его изменить планы.
Сергей Юльевич стал служащим управления казенной Одесской железной дороги. Начав с работы кассира, Витте прошел по всем ступеням службы и в 1877 г. получил место начальника эксплуатации Одесской дороги, а в 1886 г. стал управляющим Юго-Западными железными дорогами.
На талантливого организатора и знающего до тонкостей железнодорожное дело специалиста обратил внимание министр финансов И.А. Вышнеградский и предложил ему приступить к решению железнодорожных проблем в масштабе всей страны. Крушение царского поезда в Борках обратило внимание Александра III на Витте, своевременно предупреждавшего царя о необходимости соблюдения техники безопасности на железной дороге. Глубоко изучив указанную ему проблему, Сергей Юльевич пришел к выводу, что корень зла таится в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который ставил бы тарифное дело под контроль правительства. Кроме того, Витте считал необходимым создание в министерстве нового департамента, отвечающего за тарифы на железных дорогах и регулирование их финансовых отношений с государством. Его предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения. 10 марта 1890 г. Витте, нарушив порядок чинопроизводства, получил должность директора департамента железных дорог, через два года — пост министра путей сообщения и пост министра финансов. Карьеру Витте можно считать, таким образом, головокружительной.
Стремительное возвышение Витте произвело в среде высшей бюрократии и столичного общества сильное, но неоднозначное впечатление. Одним он был симпатичен своей простотой в общении и естественностью, других, наоборот, приводил в изумление и даже раздражал его нечиновничий тип. Третьи, к которым относился и сам император Александр III, ценили в нем ум, твердость, четкость мыслей и убедительность слов. В высшем свете Сергей Юльевич так и не стал своим, большинство его считало «выскочкой», «министром из провинции». На какое-то время он стал любимым персонажем столичных анекдотов. О его облике и неаристократических манерах злословили остряки.
Предметом обсуждения в высшем свете стала и личная жизнь Витте. Через год после смерти жены Сергей Юльевич встретил в театре даму, в которую влюбился с первого взгляда. Красавицу, пленившую его воображение, звали Матильдой Ивановной (по мужу Лисаневич).
Длительными ухаживаниями Витте убедил Матильду расторгнуть брак и выйти за него замуж. Матильда Ивановна стала ему верной подругой на всю жизнь. Как никто другой, она понимала своего резкого, но и легкоранимого мужа, делила с ним и радости и невзгоды. Супругов связывала и любовь к ребенку Лисаневичей — малютке Вере, которую Сергей Юльевич удочерил и лелеял и баловал как родную. Своих детей у него никогда не было. Второй брак принес Сергею Юльевичу семейное счастье, но одновременно поставил и в щекотливое положение в обществе: высокий сановник оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате получившей огласку скандальной истории. Карьера Витте оказалась под угрозой. Но в этот момент царь Александр III проявил необычайную снисходительность к своему любимцу и распорядился, чтобы Витте продолжал государственную деятельность. Правда, Матильда Ивановна при дворе так и не была принята и, к великому огорчению мужа, в большой свет не выходила. 140
Министерство финансов, которое С.Ю. Витте возглавил в 1892 г., представляло собой конгломерат нескольких ведомств. Таким образом, в руках министра финансов сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, народным образованием, коммерческим и аграрным кредитами.
Оказавшись на столь высоком и ответственном посту, фактически являясь вторым после царя лицом в правительстве, Сергей Юльевич энергично взялся за освоение обширного поля деятельности.
В основу экономической политики Витте были положены три главные составляющие. Во-первых, он был убежден, что в условиях России добиться ускоренного промышленного развития возможно лишь с помощью государства, располагающего огромной политической и экономической властью. В данном случае прежде всего имелись в виду Государственный банк и Министерство финансов. Вторым рычагом воздействия государства на ход индустриального развития России являлась политика привлечения иностранных инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство. И наконец, третьим рычагом — условием и средством промышленного подъема России — он считал расширение имеющихся и освоение новых внешних рынков для отечественных промышленных товаров. По мнению Витте, Россия могла завоевать достаточно прочные позиции на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Отсюда то внимание, которое правительство уделяло железнодорожному строительству, и прежде всего сооружению Сибирской железной дороги, открывавшей доступ к тихоокеанским портам, а значит, и к обширным рынкам на Дальнем Востоке.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74 миллиона рублей. Было очевидным, что получение дополнительных средств за счет печатного станка приведет к еще более негативным последствиям. Ликвидацию дефицита бюджета Витте связывал прежде всего с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром с системы налогообложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статей доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну. С этого момента продажа спирта, вина и водочных изделий стала исключительной прерогативой государства.
Одновременно занимался Сергей Юльевич и подготовкой денежной реформы, целью которой было введение в России золотого обращения. Витте принадлежит разработка принципов реформы и детального плана ее осуществления. Проект реформы готовили в обстановке строгой секретности. С 1895 г. началось ее осуществление. Вводилось золотое денежное обращение. Золотой рубль был объявлен основной денежной единицей России, его золотое содержание составило 0,774235 грамма. Государственный банк сделался эмиссионным учреждением, и ему было предоставлено право выпуска банкнот, которые становились свободно конвертируемыми и могли обмениваться на золото. Денежная реформа 1895-1897 гг. дала стране твердую валюту, способствовала стабилизации курса рубля, обусловила интенсивный экономический рост и открыла широкие возможности для привлечения в Россию иностранного капитала. Устойчивость золотого рубля позволила Российской империи увеличить в течение 17 лет до Первой мировой войны свой золотой запас до 1,5 млрд рублей, что более чем в 1,5 раза превысило запасы английского и германского банков, вместе взятых.
Одна из несомненных заслуг Сергея Юльевича Витте, позволяющая говорить о нем как о личности исторического масштаба, заключалась в том, что он нашел в себе мужество и силы идти против мощного общественного мнения и действовать в соответствии с собственными представлениями о благе государства. В своих мемуарах он позднее писал, что «против этой реформы была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке и, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересу некоторых классов населения».
Много размышлял Витте о роли иностранных инвестиций. По его мнению, не о завоевании думали иностранцы, когда помещали в русские ценности свои капиталы, «а о предложении временно услуг за известную, разумеется, оплату их. Ничто в мире не дается даром, и, чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы, но эти жертвы временные и, во всяком случае, ниже тех выгод, какие достигаются широким применением народного труда и разработкою естественных богатств страны за счет иностранных капиталов». Рассуждения Сергея Юльевича не были беспочвенными и в тот период оправдались в полной мере: за годы его министерства (1892-1903) в Россию было привлечено около 3 млрд рублей из-за границы, способствовавших превращению России из аграрной страны в аграрно-индустриальную.
В начале 1890-х гг. С.Ю. Витте санкционировал переселение крестьян для освоения ими новых земель, преимущественно вдоль Сибирской дороги. В 1896-1899 гг. в Сибирь двинулось около 960 тыс. переселенцев и ходоков, лишь часть которых смогла устроиться на новых местах.
Вообще, экономическая программа Витте не предусматривала коренной аграрной реформы, хотя аграрным вопросом Витте занимался, и его взгляды претерпели определенную эволюцию. До 1896 г. он был убежденным сторонником общинного землевладения, но затем выступил его решительным противником.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.