Павел 1 — исторический портрет

Павел 1 (1754-1801)
В 1742 г. императрица Елизавета Петровна издала Манифест о назначении наследником престола своего племянника. Карл Петер Ульрих (впоследствии император Петр III) был сыном дочери Петра I — Анны и доводился внуком по женской линии Петру I, а по мужской линии — внучатым племянником шведскому королю Карлу XII.
Невестой Петру Елизавета выбрала Софию Фредерику Августу, принцессу Анхальт-Цербстскую, нареченную в России Екатериной Алексеевной. Лишь через 10 лет после вступления родителей в брак, 20 сентября 1754 г., родился сын — Павел. По случаю рождения великого князя устраивались многочисленные торжества — балы, фейерверки, маскарады, которые продолжались почти год. Императрица пожаловала матери новорожденного 100 тыс. рублей, которые лично поднесла ей на золотом блюде.
Бездетная Елизавета Петровна решила воспитывать внука сама и… отняла ребенка у родителей, несмотря на переживания Екатерины. Лишив Павла необходимой малышу родительской ласки, Елизавета приставила к нему многочисленных невежественных бабок, которые, требуя от него послушания, нередко его запугивали. От звука хлопнувшей двери малыш прятался под стол. Доставшиеся Павлу в наследство от отца повышенная нервозность и раздражительность усиливались, веселье быстро сменялось слезами, неровным было и отношение к окружающим людям.
Воспитателей и наставников внуку Елизавета подбирала лично. Первым воспитателем Павла стал С.А. Порошин, который внимательно и заботливо относился к подопечному, стараясь развить в нем уравновешенность и деятельностные качества. С шестилетнего возраста Павел был поручен заботам Никиты Ивановича Панина — одного из образованнейших людей придворного окружения. Панин отличался передовыми взглядами, был воспитан на идеях французских просветителей и горячо любил Россию. На Павла он возлагал большие надежды, верил в его будущее, стремился дать ему систематическое образование. И Павел отвечал наставнику доверием и привязанностью, которые сохранял до смерти Панина.
Цесаревича учили Закону Божьему, истории, географии, русскому, французскому и немецкому языкам, заставляли читать произведения французских философов. Учение Павлу давалось легко, он отличался живым и острым умом, хотя, как и многие сверстники, был не прочь прогулять занятия.
Наибольших успехов Павел достиг в Законе Божьем, который ему преподавал иеромонах Платон.
Свои недостатки — отсутствие терпения, непостоянство, резвость и неусидчивость — Павел осознавал и честно пытался исправиться.
Павел был одаренным, быстро усваивал новые знания; наибольший интерес проявлял к истории, овладел несколькими иностранными языками.
По мере взросления Павел все более ощущал отчужденность от матери и глубоко это переживал. Потрясением для него стало известие о насильственной смерти отца — Петра III. Не мог он понять и то, что отец, воцарившийся после Елизаветы Петровны на престоле, в текст присяги не включил имени своего сына. Возведенная на престол в результате дворцового переворота Екатерина II предпочла не делить власть ни с кем, и все попытки Н.И. Панина утвердить ее регентство при царствующем сыне оказались безуспешными. В ночь переворота, 27 июня 1762 г., семилетний Павел под охраной был перевезен в Зимний дворец и на следующий день присягнул на верность новой императрице — своей матери Екатерине II. Эти события настолько потрясли Павла, что вызвали болезненные припадки, врачи даже опасались за его жизнь.
Взрослея, Павел все чаще задумывался над тем, что в семье происходит, и все с большим недоверием и подозрительностью относился к словам и поступкам матери: он не сомневался, что у него власть отняли.
Воцарение Екатерины еще более отдалило мать и сына друг от друга. Для Павла, воспитывавшегося и живущего вдали от матери, Екатерина была в первую очередь императрицей. Для Екатерины же Павел был всегда центром возможной оппозиции ее царствованию. Именно с 1762 г. в русском обществе с подачи Екатерины и формируется неприязненное и язвительное отношение как к способностям Павла, так и к его душевным качествам для доказательства его несостоятельности.
Между тем Павел постепенно взрослел. Началось его обучение «прямой государственной науке» — политике. Но преподавалась она скучно, разбор дел, принесенных из Сената, наводил тоску. Зато военное дело поглотило Павла всецело; интерес к военному искусству был настолько высок, что Павел стремился изучить его до тонкостей, посвящал военным занятиям все свободное время.
В 1772 г. Павел достиг совершеннолетия, но от власти был по-прежнему отдален. С согласия Екатерины он лишь вступил в обязанности генерал-адмирала русского флота и полковника кирасирского полка и выполнял их прилежно. Спустя год Павел сочетался браком с приглашенной Екатериной в Россию принцессой Гессен-Дармштадтской Вильгельминой (в России — Наталья Алексеевна), женщиной гордой, с сильным и твердым характером. Наталья Алексеевна влияла на Павла, все более отдаляла и противопоставляла его Екатерине. Смерть супруги при родах в 1776 г. стала настоящим ударом для нервного и впечатлительного Павла.
Тяжело переживалось им и недоверчивое и пренебрежительное отношение к нему со стороны матери, с которой он не раз пытался наладить отношения и сблизиться. На ее рассмотрение Павел подает составленный им проект «Рассуждение о государстве вообще», в котором излагает свои политические взгляды на развитие России. В частности, он считал необходимым отказаться от наступательных войн и вести подготовку только к войнам оборонительным. Павел настаивал на введении железной дисциплины в армии, четком определении прав и обязанностей военнослужащих всех рангов. «Рассуждение» содержало скрытую критику политики Екатерины и было встречено императрицей более чем сдержанно. Как следствие, Павел был отстранен от дел, не получив места ни в Сенате, ни в Императорском совете.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.