Михаил Александрович Бакунин — исторический портрет

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)

Михаил Александрович Бакунин родился 18 мая 1814 г. в дворянской семье. Его отец — Александр Михайлович — был высокообразованным человеком. Длительная его служба при российских посольствах в разных государствах Италии завершилась: Александр Михайлович с чином надворного советника вышел в отставку и возвратился в Россию. Он поселился в своем имении. По наследству Александру Михайловичу достался обширный помещичий дом, старинный парк, красивая каменная церковь и 500 душ крепостных крестьян. Занятия хозяйством сочетались с интеллектуальными занятиями. Он много читал и даже написал «Историю России», «Опыт мифологии русской истории» и еще несколько исторических работ. В 40-летнем возрасте A.M. Бакунин женился. Его брак с восемнадцатилетней Варварой Александровной Муравьевой оказался счастливым. Из одиннадцати детей, рожденных в семье, десять остались живы (шестеро сыновей и четыре дочери). Михаил был старшим из братьев.
В семье царил дух Просвещения. Члены семьи владели несколькими иностранными языками, любили читать, детей учили рисованию и музыке. Отцом Михаила была написана памятка о воспитании, главным в котором было пробуждение чувства прекрасного, любви и уважения к людям. В детях отец развивал чувство собственного достоинства, стремление к свободе и справедливости.
Семья Бакуниных стала замечательным явлением в культурной и общественной жизни России XIX столетия, оставила заметный след в отечественной истории. Братья Михаила были активными деятелями «великих реформ 60-х годов».
В пятнадцатилетнем возрасте Михаил был зачислен в одно из лучших военно-учебных заведений страны — Петербургское артиллерийское училище. Однако прилежанием в учении он не отличался: в первый учебный год по успеваемости он был 29-м из 36. Отсутствие интереса к учебе было связано с неприятием юношей той обстановки, которая сложилась в училище. Многие нравственные ценности, которые прививались Бакунину в семье, в общении между юнкерами отсутствовали. В 1834 г. как недостойный для продолжения учебы Михаил был отчислен из училища в армейскую артиллерию. За время службы Бакунин расширял свои знания. Он самостоятельно выучил польский язык, много читал, занимался историей, проявил интерес к немецкой философии. Чем шире и глубже становились знания, тем больше Бакунин задумывался и размышлял над действительностью николаевской России, которая, по его мнению, была пропитана злом и несправедливостью. Неприязнь к царившим порядкам повлияла на жизненный выбор: в середине 30-х гг. Бакунин оставляет военную, а вскоре отказывается и от гражданской службы.
Бакунин едет в Москву и вступает в кружок Н.В. Станкевича. В кругу единомышленников он быстро завоевывает авторитет как образованный человек, желающий посвятить себя деятельности на благо России и всего человечества. Продолжая изучать немецкую философию (Гегеля, Фихте), он популяризирует ее идеи среди молодежи. Крепнет его убеждение в том, что будущее человечества — в обществе всесторонне развитых личностей; государство — преходяще и стремится к своему собственному уничтожению, лишь после этого личность обретет реальную свободу.
Среди приятелей Бакунина — известные своими вольнолюбивыми мыслями П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский. Не боясь быть скомпрометированным в глазах полиции этой дружбой, Бакунин приходил на помощь, когда им грозили аресты и ссылки. Чаадаев считал Михаила своим воспитанником.
После отъезда Станкевича за границу Белинский и Бакунин оказались в центре круга единомышленников. Михаил Александрович переводит работы Гегеля на русский язык, что позволяет познакомить с произведениями великого немецкого философа русское общество. В конце 30-х гг. Бакунин спорит со славянофилами, идейно сближается с А.И. Герценом. Позднее Герцен вспоминал, что эти споры начинались вечером и завершались нередко в пятом и шестом часу утра. Дискуссии не утомляли Бакунина, который с упорством и настойчивостью отстаивал свои убеждения. В отличие от славянофилов, видевших идеал в допетровской Руси, Михаил Александрович считал необходимыми условиями прогрессивного развития России отмену крепостного права и восприятие лучшего западноевропейского опыта.
В июне 1840 г. Михаил Александрович уезжает в Германию, где посещает лекции в Берлинском университете, продолжает изучать немецкую философию, пытается применить гегелевские идеи (в частности, о борьбе противоположностей) к политическому положению Германии. Его политические статьи встречаются Герценом и Белинским восторженно.
Свободолюбивые идеи Бакунина, которые он формулирует и высказывает в Европе, его причастность к революционному движению становятся известными через донесения министра иностранных дел России К.В. Нессельроде шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу. Бакунин не подчинился требованию российского правительства вернуться в страну и за это, а также за революционную деятельность был объявлен Правительствующим Сенатом виновным. Его лишили чина и дворянского достоинства. В случае возвращения в Россию он должен был быть отправлен на каторгу в Сибирь.
Бакунин, выбравший, по его словам, между Сибирью и Парижем Париж, оказался политическим эмигрантом. Он устанавливает контакты с революционными деятелями европейских стран, выступает сторонником тайных обществ.
Мир революционных мыслей, дел, борьбы в 40-х гг. XIX века был для Бакунина не в России, а в Западной Европе, где в отличие от России мысль, протест и борьба не имели немедленным следствием ссылку и каторгу. Девизом жизни Михаила Александровича стали его слова, произнесенные в 1842 г.: «Страсть к разрушению есть творческая страсть». Он решил никогда не возвращаться в Россию, считал, что более нужен предреволюционной Европе.
За революционные речи он был выслан за пределы Франции. 23 февраля 1848 г. в Париже вспыхнула революция. Бакунин устремляется туда. Из Брюсселя до Парижа он добирался пешком. Целый месяц Бакунин провел в революционном городе, и для него это было, по его словам, временем «духовного пьянства».
Он вставал в четыре-пять часов утра, а ложился в два ночи. Через участие во всех собраниях, сходках, демонстрациях он втягивал в себя революционную атмосферу. Вскоре началась революция в Австрийской империи. Бакунин покинул Париж и направился на русскую границу, чтобы вместе с польскими патриотами в Познань-ском герцогстве поднять бунт против императора Николая. Однако Бакунин переоценил свои возможности в подготовке восстания и остался за рубежом. Участвуя в польском движении, устанавливал на международном уровне контакты между революционными организациями.
В этот период он выдвигает свою политическую программу. Считая себя революционером, он определяет в качестве главной цели своей деятельности восстание в России против николаевского деспотизма. Главной движущей силой революции он считает крестьянство. Важную роль отводит армии — тем же крестьянам, которые обречены на многолетнюю изнурительную службу.
Учитывает Бакунин и недовольный царившими порядками слой молодых дворян, которые приобщились к западноевропейским свободолюбивым идеям и стремились приблизиться к народу, от которого были отделены пропастью. Разночинная интеллигенция также, по его мнению, окажется втянутой в революционное движение.
Бакунин был твердо убежден в готовности народа к революции, которая сравнительно легко сокрушит самодержавные устои. В национальном вопросе Бакунин исходил из признания права каждого народа на независимое развитие. При этом не исключалась возможность объединения родственных народов в рамках федераций на основе принципов равенства, свободы, невмешательства в дела друг друга.
В 1848 г. по Европе прокатилась волна революций. Не имея возможности в пределах России вести открытую борьбу с царизмом, Бакунин с головой окунулся в европейское революционное движение. Он активно включается в подготовку восстания в Праге и Дрездене. Но Дрезденское восстание, а затем и германская революция потерпели поражение. Бакунин был арестован.
С этого момента для него начинается сложное время, период испытаний, 12 лет в отрыве от революционного движения. Более трех месяцев Бакунин содержался в дрезденской тюрьме. Русский революционер считался самым опасным из всех заключенных. Только его выводили на прогулку закованным в цепи. Но у простых солдат, охранявших заключенных, Бакунин встретил сочувствие. Несмотря на запрет, эти люди передавали русскому узнику книги, бумаги и письма.
Находясь в заточении в дрезденской крепости, он занимается английским языком, читает сочинения В. Шекспира, совершенствует свои математические познания. Совершать прогулки по тюремному двору разрешалось лишь на цепи между двумя конвоирами.
В январе 1850 г. саксонский суд вынес приговор: М.А. Бакунин приговаривался к смертной казни. Спустя полгода она была заменена пожизненным заключением. Саксонские власти выдали русского бунтовщика Австрии, где Бакунина ожидало наказание за участие в Пражском восстании 1848 г. Несколько месяцев прикованный цепью к стене в тюремной мрачной камере теперь уже австрийской тюрьмы Михаил Александрович ожидал своей участи. Австрийские власти были не на шутку обеспокоены огромным диапазоном деятельности Бакунина, считали его одним из наиболее опасных людей в Европе. Режим, созданный ему в тюрьме, был чрезвычайно строгим. Михаила Александровича лишили возможности переписки, защиты. Его охраняли 18 солдат специального караула.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.