Александр 2 — исторический портрет

Александр 2 (1818-1881)
Александр — первый сын великокняжеской семьи Николая Павловича и Александры Федоровны — родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле. Рождение Александра приветствовал поэт В.А. Жуковский, который пожелал ему быть гуманным человеком. Когда ребенку исполнилось шесть лет, воспитателями и наставниками его были назначены К.К. Мердер и В.А. Жуковский.
Капитан К.К. Мердер — боевой офицер, генерал, ветеран наполеоновских войн. Последние десять лет своей жизни он неотлучно находился при цесаревиче. Мердер имел репутацию человека доброго, умного, волевого и исключительно порядочного. Поэт В.А. Жуковский был известен своей просвещенностью, педагогическим опытом. Он был близок к императорской семье: по рекомендации вдовы Павла I Марии Федоровны — императрицы-матери — он преподавал русский язык великой княгине Александре Федоровне.
Специально для Александра Василий Андреевич Жуковский составил «План учения», который был рассчитан на двенадцать лет и получил личное одобрение отца — Николая I. Главной целью воспитания и обучения являлось «образование для добродетели».
Под руководством Мердера и Жуковского Александр получил прекрасное образование и усвоил твердые нравственные принципы. Большое значение придавалось истории, которая, по мнению Жуковского, являла собой сокровищницу просвещения царского, так как наставляла опытами прошедшего, объясняла настоящее и предсказывала будущее. Александру читался курс и отечественной, и всеобщей истории. Цесаревичу нравились эти занятия; большую радость вызывали книги по истории, которые дарил ему отец.
Цесаревич успешно овладел французским, немецким, английским и польским языками, математикой и другими дисциплинами. Его образование было лучше и основательнее, чем у его отца. Николай I, поощряя учение сына, тем не менее заботился о том, чтобы он стал военным человеком, иначе, по мнению царя, он будет потерян в своем веке. Жуковский, в свою очередь, настаивал на том, что истинное могущество царя не в числе его воинов, а в благоденствии его народа, и стремился ограничить военные занятия шестью летними неделями в году. Но все же Александр, как и все Романовы, быстро пристрастился к военным смотрам и парадам. Будучи восьмилетним мальчиком, он ловко скакал на коне, вызывая восторг окружающих, регулярно присутствовал на военных мероприятиях, т.е. формировался как человек военный. Обстановка в семье, в которой рос Александр, была теплой и доброжелательной. Он был привязан к родителям, сестрам и братьям, нежно их любил; искренне восхищался природой, восторженно воспринимал ее красоту. Родные и воспитатели отмечали в ребенке сердечность, доброту, чувствительность, хорошие манеры, храбрость и общительность. В нем отмечали и живой ум, чувство долга, внутреннее благородство, но также нехватку настойчивости и постоянства, излишнюю самоуверенность и временами проявлявшиеся лень и апатию.
В день совершеннолетия (16 лет) Александр произнес «клятвенное обещание в лице наследника престола» в Большой церкви Зимнего дворца и в Георгиевском зале при торжественном собрании по случаю вступления в действительную службу. Тогда же финский минералог Н. Норденшельд открыл на Урале драгоценный минерал и назвал его в честь совершеннолетия цесаревича александритом.
В 1835 г. великий князь Александр прослушал практические курсы о российских законах, военной науке, финансах и дипломатии. «Беседы о законах» проводил с ним М.М. Сперанский, который внушал ученику уважение к закону, учил различать самодержавие и самовластие. Курс о финансах читал министр финансов Е.Ф. Канкрин; советник Министерства иностранных дел Ф.И. Брунов рассказывал о внешней политике России со времен Екатерины II; генерал А. Жоми-ни — о военной политике и стратегии России. Согласно традиции воспитание Александра завершилось путешествием для ознакомления с Россией и Европой.
Во время путешествия по России в 1837 г., которое длилось около восьми месяцев, Александр с наставниками, воспитателями и свитой посетил 29 губерний. Первым из Романовых Александр посетил Сибирь, где видел поселенных там декабристов и проникся искренним состраданием к ним. Он ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи, и царь сократил некоторым сроки их изгнания. Всего шестнадцать тысяч прошений было подано цесаревичу за время путешествия по стране.
Больше года (в 1838-1839 гг.) длилось путешествие по Европе, в ходе которого Александр посетил Пруссию, Швецию, Данию, немецкие и итальянские герцогства и королевства, Австрию, Голландию, Англию, и всюду производил впечатление человека, превосходно воспитанного. Путешествие повлияло и на личную жизнь Александра: он влюбился в 15-летнюю принцессу Марию Гессен-Дармштадтскую, которая пленила его кротостью и романтичностью. В 1840 г. состоялась их помолвка, а на следующий год — венчание. Супругу Александра нарекли в России Марией Александровной. Династические связи с немецкими правящими домами были традицией императорского дома Романовых. В этом браке Александр имел шестерых сыновей — Николая, Александра, Владимира, Алексея, Сергея, Павла — и одну дочь — Марию.
Чувствуя себя абсолютно счастливым человеком и с восторгом воспринимая все окружающее его, Александр проявлял мало интереса и рвения к политическим делам. Тем не менее Николай, приобщая цесаревича к высшему управлению государством, назначил его присутствующим в Государственный совет, затем — в Комитет министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. В эти годы Александр не имел сколько-нибудь критического отношения к политической и государственной программе отца и проявлял полную приверженность к существующим порядкам, не помышлял об освобождении крестьян и либеральных преобразованиях. Он продолжал интересоваться военным делом, продвигался по военной лестнице, повышаясь в чинах, званиях и должностях, и в армии воспринимался как человек храбрый и мужественный. Но участие в государственных учреждениях не было бесполезным. Александр обратил внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и на ту силу, которая может его решить, —- подобранную и контролируемую царем высшую бюрократию. Дальше этого, очевидно, его рассуждения не шли: время преобразований еще не наступило. Настоящей трагедией для императорской семьи стало поражение России в Крымской войне.
Крымская война стала печальным итогом правления Николая I. В феврале 1855 г. Николай умер, успев сказать наследнику: «Сдаю тебе команду не в полном порядке…» Порядок было суждено наводить Александру.
36-летнему императору предстояло разобраться в происходящем, найти пути выхода из кризиса, отыскать мудрых сановников-реформаторов, во многом преодолеть себя. Не одной бессонной ночи стоила Александру II знаменитая речь, которую он произнес в марте 1856 г. в Москве перед предводителями дворянства, огромного мужества — слова: «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу». У Александра хватило сил для того, чтобы от слов перейти к делу.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.