Я сдам ОГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А. и др.

Учебное пособие «Я сдам ОГЭ! История. Модульный курс. Практикум и диагностика» создано Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ОГЭ и предназначено для подготовки обучающихся 8—9 классов к государственной итоговой аттестации. Пособие активизирует работу обучающихся по следующим направлениям: пополнение, актуализация и систематизация знаний по всем элементам содержания, проверяемых на ОГЭ; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. Пособие адресовано школьникам и их родителям, педагогам для проверки (самопроверки) достижения требований образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.

Я сдам ОГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А. и др.

Я сдам ОГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А. и др.

В ответе приводится и положение, и подтверждающие его факты. Отметим, что учащийся предваряет положение фразой «он уделял особое внимание подготовке и обучению войск», возможно, выделяя и её как положение, подтверждаемое фактами. Поскольку учащийся выделяет также и положение об основании нового направления военного искусства и приводит факты (солдаты знали его решимость, отвагу и проч., поступал по выработанным им самим правилам, а не предписанным зарубежными военными теоретиками), то ответ оценён максимальным баллом — 2 балла.
Вариант 6
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из сочинения историка
«Политические противники большевиков считали захват ими власти авантюрой, поскольку в России трудно было найти убедительные предпосылки для перехода к социализму. Но для большевиков, имевших ясные для них (хотя и небесспорные) представления о состоянии мирового капитализма и перспективах социализма, здесь не было непреодолимого препятствия. Решать накопившиеся проблемы большевикам, захватившим власть, нужно было радикально и быстро: половинчатые подходы уже доказали свою несостоятельность. Однако для срочного и последовательного решения этих проблем большевики не имели государственных инструментов. Далеко не все учреждения и организации были готовы им подчиняться. Кроме того, большая часть чиновников просто саботировала указания самозваной, с их точки зрения, власти. А Советы, где преобладающей силой были большевики, далеко не везде обладали всей полнотой власти. Поэтому непременным условием реализации первых декретов было повсеместное утверждение Советов в качестве главных органов власти и управления».
31. В каком году сложилась историческая ситуация, описанная в отрывке? Укажите лидера политической партии, названной в отрывке.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Поавильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год — 1917; 2) лидер — В. И. Ленин
Правильно указаны год и лидер 2
Правильно указан только год. или Правильно указан только лидер партии 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Выполнение данного задания требует от ученика не только хорошего знания материала, но и предельной внимательности при выявлении тех элементов текста, которые позволяют определить год, в котором сложилась описанная в тексте историческая ситуация. Если второй вопрос задания — указать лидера большевиков — не должен вызвать ни малейших затруднений, то атрибуция года должна опираться на такие упоминающиеся в тексте факты, как «захват власти большевиками», необходимость «реализации первых декретов» и др. Эти факты указывают на 1917 год, указание в ответе этого года оценивается в 1 балл.
В указании лидера большевиков допустимы следующие формулировки ответа: В. И. Ленин, Владимир Ильич Ленин, Ленин и т. д. Если верно названы и год, и лидер, то ответ оценивается 2 баллами.
32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается с помощью фактов в последующих предложениях. Используя текст, укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
Анализ ответов выпускников
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должно быть указано предложение: «Однако для срочного и последовательного решения этих проблем большевики не имели государственных инструментов». Могут быть указаны следующие последствия: 1) не все учреждения и организации были готовы подчиняться большевикам; 2) ббльшая часть чиновников саботировала указания большевиков; 3) Советы, где преобладающей силой были большевики, не везде обладали всей полнотой власти
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта 2
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт 1
Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). или Правильно указаны только факты (любое количество). или Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Положение текста о затруднениях большевиков в выполнении поставленных ими задач сразу после захвата власти и подтверждающие его факты (саботаж большей частью чиновников указаний большевиков, отсутствие полноты власти у Советов и др.) выделяются в тексте без особых затруднений. Указанное положение является единственно верным ответом. Если в ответе присутствует данное положение, а также любые два факта, из приведённых в отрывке, он оценивается максимальным баллом — 2.
Примеры ответов учащихся
Ответ 1.
Экзаменуемый показал низкий уровень владения материалом. Если определение года, в который происходят описываемые в отрывке события, может вызвать некоторые затруднения, то лидера упоминаемой в тексте партии большевиков выпускник должен назвать без затруднений. О баллов.
Даны верные ответы на первый и второй вопросы. В ответе на третий вопрос задания допущена неточность, следовало бы указать, что гвардия не была заинтересована в ограничении самодержавия. Однако и такая формулировка свидетельствует о знании и понимании экзаменуемым материала. 3 балла.
Ответ 3.
Недавно созданный в ходе проведения либеральной реформы распорядительный орган городского самоуправления Москвы обратился к императору с адресом, где заявлял о своей поддержке дипломатических усилий Горчакова по отмене условий Парижского мира и высказывал пожелание о даровании народу свободы слова, совести и печати. Однако обращение было отвергнуто, а городской голова В. А. Черкасский должен был уйти в отставку.
1. Назовите орган городского самоуправления, о котором идёт речь.
2. Назовите упоминаемого в отрывке императора.
3. Какое стремление властей в отношении полномочий данного органа самоуправления проявилось в такой гневной реакции?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) орган — Городская дума; 2) император — Александр II; 3) ответ на вопрос, например: в такой гневной реакции проявилось стремление властей пресекать любые политические инициативы созданных в ходе реформ органов самоуправления. Может быть дан другой ответ на вопрос
В данном задании внимательный учащийся может найти много «подсказок», которые позволят ему определить период, когда происходили описываемые события, и ответить на первый и второй вопросы задания. Например, упоминание канцлера Горчакова и его усилий по отмене условий Парижского мира. Следует также обратить внимание на то, что в тексте задания подчёркивается недавняя либеральная реформа и созданный в ходе реформы орган городского самоуправления. Все эти элементы текста указывают на период правления Александра II (второй вопрос задания). Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо знать содержание городской реформы Александра II.
Третий вопрос ориентирован не только на проверку знаний, но и на умение рассуждать, проводить анализ исторической информации, способность проводить причинно-следственные связи. Отвечая на третий вопрос задания, учащийся мог предположить, что гневная реакция императора на обращение Городской думы связана со стремлением ограничить круг вопросов, которые могут обсуждать органы самоуправления, никоим образом не допустить их до обсуждения политических вопросов. Учащийся может высказать и другое предположение, в котором явно прослеживается причинно-следственная связь событий.
2. Назовите московского патриарха (бывшего члена Кружка ревнителей древнего благочестия), принявшего решение ориентироваться в проведении реформы на греческие образцы.
3. Укажите одно любое социальное последствие церковной реформы, о которой идёт речь.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) век — XVII в.; 2) патриарх — Никон; 3) последствие, например: — церковный раскол, — появление старообрядчества. Может быть указано другое последствие
В тексте задания содержится много указаний на события середины XVII века (в задании требуется указать век, когда произошли описываемые события, что облегчает задачу ученика) и церковный раскол: например, упоминание Кружка ревнителей древнего благочестия, собственно церковная реформа, «в ходе которой были установлены правила богослужения и внесены исправления в богослужебные книги по греческим образцам», и др. Ответ на третий вопрос задания ориентирован на проверку знаний о последствиях церковной реформы, которые подробно изучаются в школьном курсе истории.
Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определённых различий, в политике Владимира Святославича и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены факты: 1) оба правителя Древнерусского государства осуществляли меры по укреплению княжеской власти; 2) политика князей была направлена на укрепление единства Древнерусского государства; 3) большое внимание князья уделяли обеспечению безопасности границ Древнерусского государства. Могут быть приведены другие факты

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.