ОГЭ 2019. История. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др.

Вниманию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 10 вариантов экзаменационных работ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории России: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ОГЭ. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (300 заданий части 1, 50 – части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ОГЭ знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и основное содержание ответов на задания части 2.

ОГЭ 2019. История. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др.

ОГЭ 2019. История. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др.

ИСТОРИЯ: 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены черты: 1) однопартийная система; 2) монополия КПСС на власть; 3) официально существующая советская власть; 4) государственная марксистско-ленинская идеология; 5) контроль государства над средствами массовой информации; 6) отсутствие выборов на альтернативной основе. Могут быть приведены другие черты
Верно приведены две черты 2
Верно приведена одна черта 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неверный 0
Максимальный балл 2
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Советской России в период Гражданской войны. Эпоха «Военного коммунизма»». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с темой «Внутренняя политика Советской России в период Гражданской войны. Эпоха «Военного коммунизма»».
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: — количество пунктов плана и пояснений к ним; — корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; — корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок)
План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), то эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
113
Продолжение табл.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Характеристика ситуации в России накануне Гражданской войны. 2) Первые декреты советской власти: а) декреты Второго съезда Советов; б) декреты большевиков в социальной сфере (декрет «Об отмене чинов сословий и званий», декрет «0 восьмичасовом рабочем дне»; в) декреты большевиков в области культуры (введение нового календаря, летосчисления, правописания). 3) Социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны. Система «военного коммунизма». Проведение большевиками национализации промышленных предприятий, банков, транспорта. Фактическая ликвидация денег в экономической системе. Ведение всеобщей трудовой повинности, отмена коммунальных услуг, уравнительное распределение. 4) Политика «красного террора». 5) Итоги и значение политики «военного коммунизма» в годы Гражданской войны, переход к новой экономической политике. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 3), комментариев в свободной форме
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана 3
План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактичес-кая(-ие) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана 2
План содержит не менее трёх пунктов без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. 1
114
ИСТОРИЯ: 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Окончание табл.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактичес-кая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснении к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит два пункта, к одному-двум пунктам дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактичес-кая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к двум (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса)
План содержит два пункта без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному пункту пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно ис-кажающая(-ие) содержание темы (выбранного вопроса) и свидетельствующая(-ие) о её непонимании выпускником. ИЛИ План отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании 0
Максимальный балл 3
Вариант 5
Из сочинения историка
«Последние 20 лет XVII века оказались сравнительно спокойными для России. Основные города и уезды страны избежали обычных для тех времён опустошительных пожаров, страшных неурожаев и эпидемий. Увеличилось население в городах и сёлах, оживлённее стала торговля, богатели купеческие семейства Москвы и других городов, открывались новые ярмарки, поселенцы осваивали земли в Сибири и на Юге, умеренны и терпимы были налоги и повинности государства. И тем не менее незаметно для себя страна вошла в полосу кризиса, который часто предшествует реформам или революциям…
Слабые попытки московских властей основать под Тулой металлургическое производство не дали необходимого результата — железо, как и раньше, приходилось привозить из Швеции и других стран. Россия практически не обладала самостоятельной внешней торговлей и была полностью лишена своего торгового флота. Она не
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
115
имела выхода к Балтийскому и Чёрному морям. Первые сигналы о кризисе стали поступать с полей сражений. Русско-турецкая война 1677-1681 годов не принесла славы русскому оружию, как и два Крымских похода 1687 и 1689 годов, а также и I Азовский поход 1695 года. Ни польские, ни турецкие, ни татарские крымские войска — основные военные противники России — не отличались тогда современным вооружением и передовыми методами ведения боя. Тем не менее, русская армия или проигрывала им сражения, или — в лучшем случае — вела бои с переменным успехом. Всё это болезненно отражалось на международном престиже России, которую в «высшем обществе» европейских держав ни во что не ставили».
31. Назовите царя, при котором Россия вела русско-турецкую войну, упомянутую в отрывке. Назовите правителя России, проведшего реформы, о возможности которых пишет автор.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть названы: 1) царь — Фёдор Алексеевич; 2) правитель — Пётр I
Правильно названы царь и правитель 2
Правильно назван только царь. ИЛИ Правильно назван только правитель 1
Ответ неверный 0
Максимальный балл 2
32. В первом абзаце отрывка найдите и выпишите предложение, содержащее описание сложившейся ситуации, которая подтверждается фактами во втором абзаце. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение данной ситуации.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должно быть выписано предложение: «И тем не менее незаметно для себя страна вошла в полосу кризиса, который часто предшествует реформам или революциям». Могут быть указаны следующие факты: 1) железо приходилось привозить из Швеции и других стран (попытки основать завод под Тулой не дали необходимого результата); 2) Россия практически не обладала самостоятельной внешней торговлей и была полностью лишена своего торгового флота; 3) Россия не имела выхода к Балтийскому и Чёрному морям; 4) многие войны, сражения, которые вела Россия в конце XVII в. с не самыми сильными противниками, были неудачными; 5) падал международный престиж России
116
ИСТОРИЯ: 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Окончание табл.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта 2
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт 1
Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). ИЛИ Правильно указаны только факты (любое количество). ИЛИ Ответ неверный 0
Максимальный балл 2
33. В 1767 г. дворянин из г. Дмитрова в Кремле в присутствии императрицы внёс предложение — рекомендовать каждому помещику обучать своих крепостных грамоте, а купец из Ряжска добавил к этому требование — брать штраф с родителей, которые не захотят отдавать детей в школу. Обсуждались и другие животрепещущие вопросы российской действительности.
1. В ходе работы какого представительного органа шло это обсуждение?
2. Назовите императрицу, которая присутствовала на заседаниях.
3. Почему работа этого собрания не принесла результатов?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) орган — Уложенная комиссия; 2) императрица — Екатерина II; 3) причина, например: противоположность интересов разных сословий; предпочтение Екатериной дворянских интересов. Может быть названа другая верная причина
Верно названы три элемента ответа 3
Верно названы два любые элемента ответа 2
Верно назван один любой элемент ответа 1
Ответ неверный 0
Максимальный балл 3
34. Известно, что Н.С. Хрущёв выступил с осуждением культа личности И.В. Сталина, критикуя многие результаты его деятельности. Однако в деятельности самого Н.С. Хрущёва и общественной жизни страны в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. было много общего с тем, что происходило в СССР в период руководства И.В. Сталина. Приведите не менее двух фактов подтверждающих эту общность.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.