Картографический практикум по истории России. XIX — начало XX в. 9-11 классы. Морозов А.Ю. и др.

Данное учебное пособие содержит 26 тематических карт по курсу «История России. XIX — начало XX в.» с разнообразными заданиями к ним (в том числе с использованием исторических источников). Практикум главным образом предназначен для учащихся 9—11 классов и может быть использован как для подготовки к итоговым экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ, так и для организации тематического контроля на уроках. Также пособие будет полезно на уроках истории в средней школе начиная с 8 класса. В комплект издания входит также электронное приложение, содержащее большое количество тематических карт и заданий к ним. Пособие адресовано учителям истории и учащимся общеобразовательных и средних специальных организаций.

Картографический практикум по истории России. XIX — начало XX в. 9-11 классы. Морозов А.Ю. и др.

Картографический практикум по истории России. XIX - начало XX в. 9-11 классы. Морозов А.Ю. и др.

3. Определите, что из перечисленного явилось:
А) условиями Сан-Стефанского мирного договора_
Б) условиями Берлинского трактата_
1. Возвращение России Южной Бессарабии.
2. Международное признание независимости Сербии, Румынии и Черногории.
3. Оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
4. Передача Добруджи и островов в устье Дуная Румынии.
5. Передача России Батумской и Карской областей.
6. Создание автономного княжества Болгария.
7. Создание автономной Восточной Румелии.
8. Существенное уменьшение территории автономной Болгарии.
9. Увеличение территории Сербии и Черногории.
10. Уменьшение территориальных приобретений Сербии, Черногории и России.
17. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОАЛИЦИЯХ В XIX в.
1. Определите, какие военно-политические союзы и конфликты обозначены на картах (красная стрелка — конфликт, зелёная стрелка — союзнические отношения). Заполните таблицу.
№ карты Название союза с участием России и его состав Противники России и её союзников Российские императоры, при которых существовали союзы
2. Определите, о каких союзах идёт речь в отрывках из книги А. Дебиду-ра «Дипломатическая история Европы».
А. «Между этими государями не было заключено какого-либо договора. Был лишь обмен нотами, в которых они уславливались совместно работать: 1) над сохранением в Европе территориального статуса,
вытекавшего из последних дипломатических соглашений; 2) над разрешением трудностей, какие в любое время мог породить продолжавший оставаться тревожным Восточный вопрос; и 3) над обузданием революции… Как мы видим, это было своего рода возвращение к принципам Священного союза. Но дружба, выставлявшаяся ими напоказ, не была, по существу, весьма прочной».
Б. «Обе нации явно протягивают друг другу руку. Их литература, их пресса, разного рода манифестации повседневно свидетельствуют об их взаимном уважении… Оба правительства также находятся в весьма дружеских отношениях и часто обмениваются знаками любезности, указывающими на их взаимное желание угодить друг другу. В особенности санкт-петербургский кабинет, видимо, предпринимает значительные усилия, чтобы снискать расположение… Франции».
В. «Они вступили друг с другом в формальный союз путём акта, по условиям которого каждая из них обязывалась не заключать сепаратного договора с Россией и не искать в войне каких-либо частных выгод. Они условились образумить Грецию, над которой они имели право надзора в качестве держав-покровительниц. <…> Но главную часть своих сил они двинули к Чёрному морю и к Дунаю…».
Г. «Этот странный документ начинается с выражения благодарности провидению за только что оказанную им милость трём союзным государям. Решив отныне положить в основу своих взаимных отношений истины христианской религии <…> конвенция 26 сентября сделалась исходной точкой коллективной политики… эта политика имела главной целью подавления принципов революции».
3. Расположите европейские военно-политические союзы XIX в. в хронологической последовательности (по времени их образования). Запишите цифры, которыми обозначены союзы, в правильной последовательности в таблицу.
1. Антироссийская коалиция в ходе Крымской войны.
2. Русско-французский союз.
3. Священный союз.
4. Союз трёх императоров.
5. Тройственный союз.
18. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ РОСТ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ)
1. Определите, какие территории обозначены в легенде к карте буквами, заполните таблицу.
Буква на карте Название территории Приобретена (+) или утрачена (—) В результате чего приобретена или утрачена
2. Определите, о договорах с какими странами идёт речь в приведённых ниже отрывках.
A. «Е. В. Имп. Всерос. сим обязуется уступить… всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. <…> Жители уступленной территории могут по своему желанию возвратиться в Россию в трёхгодичный срок, сохраняя свою национальность». Ответ:_
Б. «…Император… уступает… Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалин (Карафуто), которой он ныне владеет… так что отныне означенный остров Сахалин (Карафуто) весь вполне будет принадлежать Российской империи <…> Взамен уступки России прав на остров Сахалин… Его Величество Император Всероссийский уступает… группу островов, называемых Курильскими…» Ответ:_
B. «…Определяется: с сих пор восточная граница между двумя государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдёт вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней реки с рекой Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на север) реки Амура, принадлежат Российскому государству…»
Ответ:
3. Определите, маршруты каких русских путешественников обозначены в легенде к карте цифрами.
4. Какие три территории входили в состав России к концу XIX в.? Запишите цифры, которыми они обозначены.
1. Аляска.
2. Курильские острова.
3. Монголия.
4. Остров Сахалин.
5. Приморский край.
6. Средняя Азия.
Ответ:
1. Определите, что обозначено в легенде к карте цифрами. В случае затруднений используйте материалы следующих заданий.
2. Определите, какие важнейшие события русско-японской войны обозначены на правой карте буквами. Расставьте их в хронологической последовательности. В скобках укажите события.
Ответ:_
3. Определите, о каких событиях идёт речь в документах.
А. «В то время как наши лучшие корабли один за другим гибли, истерзанные снарядами врага и уничтоженные пламенем пожаров, опрокидывались, но не покидали боевого строя, — противник оставался малоуязвимым. Мы все ждали поражения и тяжёлых потерь, но никто не мог допустить такого контраста в судьбе двух сражавшихся в смертельной схватке флотов» (из воспоминаний).
Ответ:_
Б. «Передают, что сдача произвела на подавляющее большинство гарнизона и офицеров удручающее впечатление… Только те части, которые истомлены боем самых последних дней, говорят, отнеслись к факту
58
равнодушно; бывали, хотя редкие, но случаи, когда тот или другой высказал довольство тем, что наконец кровопролитие прекратилось… Говорят, что и японцы рады, что кончились нескончаемые бои… Ещё бы! Как им-то не радоваться!» (из дневника).
Ответ:_
В. «Вдруг около «Петропавловска» показался столб дыма — один, другой, с огромным пламенем. Раздались крики, вопли: «Петропавловск» погибает!» Не хочется верить, но его уже нет над водой… Ужас охватывает всех… Внизу, в городе, поднялась суматоха» (из дневника). Ответ:_
4. Какие два обстоятельства, способствовавшие поражению России в войне, отражены на левой карте?
5. Определите, о каких территориях идёт речь в Портсмутском мирном договоре, вставьте соответствующие цифры из легенды к карте.
«Российское императорское правительство, признавая за Японией в (А)_преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять…
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду
(Б)_, а также все права, преимущества и концессии, связанные
с этой арендой…
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение (В)_,
равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории».
6. Расположите исторические события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Аренда Россией Квантунского полуострова.
2. Гибель адмирала Макарова.
3. Гибель крейсера «Варяг».
4. Капитуляция Порт-Артура.
5. Цусимское сражение.
Ответ:
2. Определите, изменение представительства каких политических сил в Государственной думе Российской империи отражает график (по оси ординат указано количество депутатов в думских фракциях).
3. Определите, о выборах в какие Думы идёт речь в воспоминаниях С.Е. Крыжановского. Устно выскажите предположение, к какому политическому лагерю принадлежал автор воспоминаний, и обоснуйте своё мнение.
A. «Главная задача времени была создать Думу уравновешенную и государственную… И в этом отношении закон вполне достиг своей цели. Он дал земскую Думу, то есть приближённую к тому составу, который преобладает в земских собраниях; вместе с тем и неимущие, и интеллигенты, и рабочие не лишены были возможности отвести в Думе душу. Не правы были и правые, нарекая на допущение в Думу левых, даже из числа отрицавших существующий строй».
Ответ:
Б. «Перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с толка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах — неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. <…> [Новая] Дума была, в сущности, ещё хуже… как по необразованному радикализму, так и по неспособности к какому-нибудь полезному труду. Стало очевидным, что без изменения избирательного закона… нельзя получить Думы, способной к государственной должности». Ответ:_
B. «Шли выборы. Правительство, следуя началу, провозглашённому Булыгиным, в них не вмешивалось. По назначении министром внутренних дел П.Н. Дурново попытка вмешательства была сделана. Растущая агитация радикальных партий, Московский бунт и последовавшие беспорядки побудили Дурново поднять вопрос о вмешательстве. Переписка по этому вопросу с графом [Витте] кончилась, однако, ничем. <…> Тогда Дурново… решил действовать на свой страх и послать доверенных лиц внушить губернаторам необходимость прибрать выборы к рукам».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.